Аналитик: «За санкции, которыми Запад хотел наказать Россию, приходится расплачиваться рядовым потребителям Европы» Поделиться
Министр финансов США Джанет Йеллен продолжает настаивать на эффективности такого инструмента давления на Москву, как ценовой потолок на российскую экспортную нефть. Вашингтонские конгрессмены, напротив, называют подобные санкции провальными, указывая на многомиллиардный ущерб, который понесла западная экономика от торговых ограничений против нашей страны. Кто же прав в этом споре заокеанских чиновников? Ведь от ответа на этот вопрос во многом зависит перспектива ужесточения санкций против энергетического сектора нашей страны? «МК» обратился за комментариями к отечественным экспертам – экономистам и финансистам.
Фото: Global Look Press
Уверенность в продуктивности ценового потолка, наложенного странами G7 и ЕС на экспортируемую Россией нефть, Джанет Йеллен подтвердила во время своего выступления в палате представителей США. Там она резко ответила на вопрос конгрессмена Энди Баррома, указавшего на неудачу администрации Байдена в попытке ограничить нефтяные доходы России. «Я не считаю, что этот ограничительный инструмент провалился. У него были две цели: снизить доходы России и обеспечить достаточные поставки глобальному нефтяному рынку», — заявила глава Минфина, подчеркнув, что обе задачи были выполнены.
Насколько Йеллен права? Обратимся к статистике. С одной стороны, к середине прошлого года, когда ценовые ограничения заработали в полной мере, доходы России от экспорта нефти сократились практически вдвое. Но, с другой, тогда рыночные котировки барреля колебались возле установленного Западом стоимостного лимита. Другими словами, сами по себе находились на низком уровне, поэтому денежные потери нашей страны на международных торговых площадках частично объяснялись общими и неприятными для всех поставщиков ценовыми тенденциями. Во второй половине ситуация изменилась в пользу России: Москва смогла переориентировать продажу сырья в восточном направлении, в частности, в Китай и Индию, которые начали закупать рекордные объемы наших энергоносителей. В результате по итогам 2023 года экспорт российской нефти сократился всего на 3%. Нельзя утверждать, что в нынешнем году отечественным производителям удалось полностью справиться с санкционным давлением Запада на сырьевой сектор. К примеру, в июне, по оценке Международного энергетического агентства, доходы нашей страны от продажи «черного золота» на мировом рынке сократились до $16,7 млрд. Впрочем, такой показатель не стоит считать критичным — полученная сумма всего на 1,2% ниже прежних отметок.
В свою очередь, западные инициаторы нефтяного «потолка» уже более года сталкиваются с проблемами в обеспечении топливом. По независимым оценкам, из-за нарушения некогда стабильного канала поставок сырья из России, большинству европейских стран приходится ежемесячно переплачивать экспортерам из других добывающих регионов по $200-400 млн. Это плата, в том числе, за подорожавший фрахт морских судов, владельцы которых, пользуясь ситуацией, резко взвинтили цены за свои услуги. Даже Соединенным Штатам, хотя Вашингтон и не афиширует этой факт, для избежания нехватки горючего на внутреннем рынке пришлось негласно приобретать небольшие партии сырья у посредников, торгующих российской нефтью. Более того, в настоящее время американские чиновники рассматривают возможность отказа от ценового «потолка» в отношении российского «черного золота», поскольку опасаются дальнейшего увеличения дефицита сырья на мировых торговых биржах.
По мнению опрошенных «МК» российских экспертов, механизм ограничения стоимости экспортной нефти хотя и привел к снижению доходов бюджета нашей страны, однако по факту принес куда более заметные убытки самим организаторам санкций.
«Санкции по введению нефтяного «потолка» были болезненными для нас, но не смертельными. Наиболее трудным периодом для российской экономики и нефтяной промышленности оказалась первая половина и особенно I квартал 2023 года. Тогда нефтегазовые доходы нашей казны резко упали из-за того, что в портах ЕС российскую нефть уже не принимали, а экспортные потоки на Восток еще не были отлажены в полном объеме — не хватало танкеров для перевозки сырья. Потери выражались в резком скачке бюджетного дефицита. Но уже во втором полугодии процедура замещения западных потребителей российской нефти восточными и южными клиентами была полностью завершена. Теперь крупнейшими потребителями нашего «черного золота» являются Индия и Китай. По оценкам Международного энергетического агентства и ОПЕК, к 2030 году четверть всего мирового спроса на нефть будут обеспечивать именно эти державы. Россия сделала правильный выбор. Сырьевая направленность нашего экспорта, хотя ранее была объектом критики как за рубежом, так и внутри страны, в условиях санкций стала спасением отечественной экономики. На Западе наверняка есть немало людей, жалеющих о решении представителей своей власти отказаться от российского дешевого и доступного сырья. Но это обычные граждане и предприниматели, которые слабо влияют на внешнеэкономические процессы. Политики же ни о чем не жалеют. Заявление Йеллен о полезных свойствах ценового «потолка» российской нефти — это попытка оправдать политику, которую ведет Вашингтон в последнее время. С таким же упорством около года назад она уверяла в эффективности действий Джо Байдена на посту президента, хотя уже тогда о провальном экономическом курсе США откровенно рассуждали не только его оппоненты, но и сторонники».
«Потолок цен на российскую нефть стал эффективной мерой воздействия на нашу экономику только в первый год после его введения. В долгосрочной перспективе это решение оказалось слабым и не достигло главной цели — лишить российский бюджет подпитки от нефтяных доходов.
Другие крупные импортеры российского сырья — Китай, Индия и Турция — не поддержали ценовой «потолок». Совокупно сейчас они закупают 80% «черного золота», отправляемого нашей страной за рубеж. Сначала, поставки осуществлялись с дисконтом (Индия заявила, что смогла сэкономить на закупке российского сырья более $10 млрд. – ) и партнеры Москвы могли диктовать свои условия из-за отсутствия альтернативных рынков. Однако с тех пор отечественным производителям удалось еще более диверсифицировать экспорт в другие страны Азии, Африки и Южной Америки — поэтому рынок сбыта, а значит и спроса, заметно вырос, что позволило России снизить скидки.
В свою очередь, Европа, которая теперь получает нефть не по трубопроводу, а в американских или арабских танкерах, переплачивая за те же объемы десятки процентов, пострадала больше всего. За два года мировые цены на энергоносители в условиях ограниченного предложения стабильно росли. Поэтому за ценовой «потолок», которым Запад хотел наказать Россию, приходиться расплачиваться рядовым потребителям Старого Света».
«Прошло достаточно времени, чтобы оценить последствия установки ценового «потолка» на нефть из России, который с конца 2022 года находится на уровне $60 за баррель. Это ограничение работает плохо, поскольку есть варианты его обхода. В первую очередь, «теневой флот» — танкеры, не принадлежащие конкретно России, но бенефициарам основного дохода которых является наша страна. Работа через формальных посредников требует дополнительных издержек, связанных с организацией промежуточных цепочек поставок, но это всех устраивает. Запад ведет активную охоту за каждым танкером, заподозренным в обходе его санкций. Каждое судно, уличенное в нарушении запретных правил, незамедлительно маркируется и попадает в разряд «токсичных». В теории, вне зависимости от того, под каким флагом и названием корабль осуществляет транспортировку груза в конкретный момент, коммерческие партнеры, посредники, страховые и сопутствующие фирмы должны охладеть к заключению новых договоров с политически невыгодным контрагентом. Тем не менее, количество сделок в таких условиях продолжают увеличиваться.
Судя по всему, основной задачей Запада была попытка измотать российский нефтегазовый бюджет за счет дополнительных издержек. Как видим, эта акция оправдала себя только частично.
Что касается потенциальной интеграции России с Азией, на которую сейчас перенаправлен взор отечественно сырьевого экспорта, то нам важно не просто продавать нефть «за фантики», как это происходит в случае с Индией, где оплата ведется в рупиях, которые сложно конвертировать и использовать для пользы российской экономики. Важно начать выстраивать на основе этого экспорта долгосрочные отношения с новыми дружественными контрагентами. В идеале нужно создать полноценный экономический блок без участия доллара в качестве средства оплаты. Такой потенциал есть у организации БРИКС+, но этот процесс не быстрый. Он требует грамотного планирования и точечного переговорного процесса».