Домой Экономика Какую индексацию получат работающие пенсионеры: профессор рассчитал, что приобретут и потеряют пожилые...

Какую индексацию получат работающие пенсионеры: профессор рассчитал, что приобретут и потеряют пожилые трудящиеся

37
0

Профессор Сафонов разъяснил особенности будущей индексации пенсий работающих Поделиться

То, о чем работающие пенсионеры мечтали почти девять лет, наконец-то свершилось. Начиная с 2025 года им будет восстановлена индексация, замороженная в 2016-м. Соответствующий законопроект уже принят парламентом и подписан президентом. Он коснется 7,8 млн пожилых трудящихся, справедливость в отношении которых будет восстановлена. Но не до конца — предупреждают скептически настроенные эксперты. Те индексированные средства, что люди недополучили за период «заморозки», они так и не получат.

О нюансах пенсионных нововведений «МК» попросил рассказать доктора экономических наук, профессора Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова.

Какую индексацию получат работающие пенсионеры: профессор рассчитал, что приобретут и потеряют пожилые трудящиеся

Фото: freepik.com

«Экономия обернулась существенными потерями»

— Решение о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам было принято по нескольким причинам. Во-первых, в условиях кадрового голода, который у нас возник в стране, необходимо создать дополнительные стимулы для того, чтобы пожилые, но, как говорится, еще находящиеся в форме люди оставались как можно дольше на рынке труда. Ведь число трудящихся пенсионеров у нас, по подсчетам Росстата, все время сокращалось. В 2015 году их было порядка 15 миллионов, в 2018-м — уже 10 млн, в начале прошлого года — около 8 млн, сейчас — 7,8 млн.

Во-вторых, отсутствие индексации работающим привело к массовому уходу работающих пенсионеров в тень и, следовательно, к потере для бюджета доходов от НДФЛ, страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В-третьих, пенсионеры, прекратившие работать, при низком уровне пенсии могли претендовать на доплаты до прожиточного минимума.

В-четвертых, за годы отсутствия индексации граждане научились обходить запрет: оставляли временно работу, получали перерасчет пенсии и снова возвращались на рынок труда.

Ну и, наконец, в-пятых: после совершенствования налоговой системы правительство предполагает получить дополнительные доходы. И работающие пенсионеры тоже будут плательщиками этих новых налогов.

Словом, видимая экономия в период «заморозки» индексации обернулась для экономики страны существенными потерями. С учетом всех этих обстоятельств и было принято решение начать индексировать пенсии данной категории граждан.

— По оценкам представителей кабмина, возобновление индексации работающим пенсионерам обойдется в 100 млрд рублей в следующем году. Это не очень серьезная сумма, особенно учитывая, что Минфин России оценивал дополнительные доходы от налоговой реформы в 2025 году в 2,6 трлн рублей.

Но и это не все дополнительные доходы. Если удастся вернуть на рынок труда или «извлечь» из теневой занятости пенсионеров, то потенциально мы можем увеличить занятость на 1 млн человек. А это, в свою очередь, позволит получить дополнительные страховые платежи и НДФЛ до 190 млрд рублей.

«Перешел в легальный сектор — потерял льготы»

— В какой-то степени это действительно так. Долгий период незанятости приводит к определенного рода десоциализации — это так называемый эффект длительного безработного. В такой ситуации человек теряет стимулы к труду и сокращает свои потребности, иными словами, привыкает жить по минимальным стандартам. Вернуть его в рабочий строй бывает непросто. Хватит ли для этого восстановления индексации? Поживем — увидим.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Арест оппозиционера Протасевича обернется для Белоруссии потерей миллиардов долларов»

— История развития пенсионной системы знала разные периоды. Сейчас уже мало кто помнит, что в начале 90-х годов размер задолженности при выплате пенсий достигал 17 триллионов неденоминированных рублей.

В период дефолта 1998 года пенсии некоторое время вообще не платили. С начала 2000-х выплаты стали регулярными, в 2009 году прошла валоризация (увеличение) пенсий советского периода.

В 2015 году приняли решение о прекращении индексации пенсий работающим пенсионерам, теперь приняли решение о возврате индексации.

Пенсионные системы напрямую зависят от общего состояния экономики и развития общества. Так что если экономика будет стабильной, то и решение правительства не изменится. Надо помнить, что из-за низких зарплат и пенсии у нас низкие; а с бедным населением развитой экономики не построить.

Таким образом, будем надеяться, что в будущем не потребуется пересматривать текущее законодательство, ну если только пенсии не вырастут до серьезных размеров, превышающих прожиточный минимум в 3–4 раза.

— Это сложный вопрос. Прямой зависимости выхода из тени от возврата индексации пенсий, скорее всего, не будет. Во-первых, выход из тени — это решение двух сторон трудовых отношений: работодателя и работника. Даже если работник и готов, то работодатели, использующие неформальные отношения, вряд ли захотят этого. Сами посудите, теневая занятость — это для них прямая экономия: не надо платить 13% НДФЛ, 30% взносов во внебюджетные фонды. Иными словами, выход в белую занятость — это дополнительные расходы к фонду оплаты труда до 43%. Да и сами работающие экономят свои 13%. Индексация в 5% или даже в 10% не перекроет потерю 13% НДФЛ. Если пенсионер будет настаивать на обелении зарплаты, это чревато для него потерей рабочего места. А этот фактор может стать определяющим стимулом сохранять статус-кво, если на рынке труда нельзя найти что-то более подходящее. Поэтому все будет в данном случае зависеть от параллельных действий властей, которые должны ввести более жесткий контроль и наказания за недоплаченные взносы и налоги.

Во-вторых, государство предоставляет малообеспеченным большой набор льгот. Перешел в легальный сектор рынка труда — потерял льготы. Сохранил неформальные отношения — оказался в выигрыше: и пенсия индексируется, и зарплата имеется, и льготы получаешь. Тут, на мой взгляд, уже надо думать об изменении законодательства, которое бы содержало положения о возврате незаконно получаемых льгот. Такая практика, например, существует в отношении незаконно полученных пособий по безработице и пенсий. Однако вводить такие меры надо очень осторожно, поскольку некоторые виды деятельности держатся только за счет низких расходов на персонал. Плюс еще и возможно ускорение инфляции в результате роста себестоимости продукции и услуг.

— Наиболее приемлемый подход — это объявление о введении новых инструментов контроля с отсрочкой от исполнения, скажем, на три года и объявление амнистии при выходе из тени с запретом открывать уголовные и административные дела по данному составу в период действия амнистии и после нее для тех, кто согласится на постепенное или одномоментное обеление трудовых отношений.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Подсчитан рост цен на авиабилеты в сравнении с "нормальным" годом

Но еще надо понимать, что работодатели будут активно использовать режим самозанятости, чтобы уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.

Так что процесс обеления занятости пенсионеров будет сложным.

— Оценить их численность сложно. Она скрывается и работодателями, и пенсионерами. Могут использоваться и смешанные схемы: небольшой доход в качестве самозанятого или работающего по трудовому или гражданско-правовому договору, а большая часть в конверте.

Но потенциально, как уже было сказано выше, речь может идти об одном миллионе человек. Но есть еще и инвалиды в трудоспособном возрасте, которые также задействованы в описанных выше схемах. Так что на круг цифра может дойти до 2 миллионов человек.

— Общий эффект только для бюджета при использовании данной цифры составит не менее 380 млрд рублей, плюс еще и экономия региональных бюджетов от прекращения взносов в региональные фонды обязательного медицинского страхования за формально неработающих, но в реальности занятых пенсионеров и инвалидов. Эта сумма исчисляется почти 60 миллиардами. Экономия от предоставления неоправданных льгот в статусе малообеспеченных тоже существенная. Так что потенциал экономии почти полтриллиона рублей. Существенную часть экономического эффекта получат местные и региональные бюджеты.

Что касается эффекта дополнительной рабочей силы — тех, кто реально ушел с рынка труда и не работает, то он вряд ли будет существенным, поскольку в результате перехода на более поздние сроки выхода на пенсию мужчинам в возрасте 65 лет сложнее найти работу по силам, если это связано с производственной деятельностью.

Вот женская часть — это более реальный ресурс. Потенциально можно оценить возможности привлечения или сохранения рабочей силы старших возрастов в пределах 1,5–2 млн человек. То есть прирост ВВП может составить до 5 трлн рублей, или 2,9%.

Хитрости арифметики

— По существу закона, восстановившего индексацию работающим пенсионерам, индексация пенсий этой категории граждан будет осуществляться исходя из начисленной (расчетной) суммы, которая была бы положена пенсионеру, если бы с 2016 года его пенсия индексировалась ежегодно.

— Давайте рассмотрим в цифрах. Если в 2015 году у пенсионера была оформлена пенсия в размере 20 000 рублей и он продолжал работать, то его реальный размер пенсии остался в 2024 году на том же уровне — 20 000. При этом начисленная ему в 2024 году пенсия составила бы 37 143 рубля. Такую пенсию получил бы пенсионер, оставив работу. Вот с этого размера и будет проводиться индексация. 

Но работающий пенсионер будет получать на руки 20 000 плюс сумма индексации от 37 143 рублей. Если мы предположим, что инфляция в 2024 году составит 8% и именно на этот уровень будет проиндексирована пенсия, то наш работающий пенсионер получит 2971 рубль индексации и в сумме начнет получать 22 971 рубль.

А полную пенсию, согласно принятому закону, сможет получить только в том случае, если прекратит свою трудовую деятельность.