Профессор Сафонов разъяснил особенности будущей индексации пенсий работающих Поделиться
То, о чем работающие пенсионеры мечтали почти девять лет, наконец-то свершилось. Начиная с 2025 года им будет восстановлена индексация, замороженная в 2016-м. Соответствующий законопроект уже принят парламентом и подписан президентом. Он коснется 7,8 млн пожилых трудящихся, справедливость в отношении которых будет восстановлена. Но не до конца — предупреждают скептически настроенные эксперты. Те индексированные средства, что люди недополучили за период «заморозки», они так и не получат.
О нюансах пенсионных нововведений «МК» попросил рассказать доктора экономических наук, профессора Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова.
Фото: freepik.com
«Экономия обернулась существенными потерями»
— Решение о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам было принято по нескольким причинам. Во-первых, в условиях кадрового голода, который у нас возник в стране, необходимо создать дополнительные стимулы для того, чтобы пожилые, но, как говорится, еще находящиеся в форме люди оставались как можно дольше на рынке труда. Ведь число трудящихся пенсионеров у нас, по подсчетам Росстата, все время сокращалось. В 2015 году их было порядка 15 миллионов, в 2018-м — уже 10 млн, в начале прошлого года — около 8 млн, сейчас — 7,8 млн.
Во-вторых, отсутствие индексации работающим привело к массовому уходу работающих пенсионеров в тень и, следовательно, к потере для бюджета доходов от НДФЛ, страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В-третьих, пенсионеры, прекратившие работать, при низком уровне пенсии могли претендовать на доплаты до прожиточного минимума.
В-четвертых, за годы отсутствия индексации граждане научились обходить запрет: оставляли временно работу, получали перерасчет пенсии и снова возвращались на рынок труда.
Ну и, наконец, в-пятых: после совершенствования налоговой системы правительство предполагает получить дополнительные доходы. И работающие пенсионеры тоже будут плательщиками этих новых налогов.
Словом, видимая экономия в период «заморозки» индексации обернулась для экономики страны существенными потерями. С учетом всех этих обстоятельств и было принято решение начать индексировать пенсии данной категории граждан.
— По оценкам представителей кабмина, возобновление индексации работающим пенсионерам обойдется в 100 млрд рублей в следующем году. Это не очень серьезная сумма, особенно учитывая, что Минфин России оценивал дополнительные доходы от налоговой реформы в 2025 году в 2,6 трлн рублей.
Но и это не все дополнительные доходы. Если удастся вернуть на рынок труда или «извлечь» из теневой занятости пенсионеров, то потенциально мы можем увеличить занятость на 1 млн человек. А это, в свою очередь, позволит получить дополнительные страховые платежи и НДФЛ до 190 млрд рублей.
«Перешел в легальный сектор — потерял льготы»
— В какой-то степени это действительно так. Долгий период незанятости приводит к определенного рода десоциализации — это так называемый эффект длительного безработного. В такой ситуации человек теряет стимулы к труду и сокращает свои потребности, иными словами, привыкает жить по минимальным стандартам. Вернуть его в рабочий строй бывает непросто. Хватит ли для этого восстановления индексации? Поживем — увидим.
— История развития пенсионной системы знала разные периоды. Сейчас уже мало кто помнит, что в начале 90-х годов размер задолженности при выплате пенсий достигал 17 триллионов неденоминированных рублей.
В период дефолта 1998 года пенсии некоторое время вообще не платили. С начала 2000-х выплаты стали регулярными, в 2009 году прошла валоризация (увеличение) пенсий советского периода.
В 2015 году приняли решение о прекращении индексации пенсий работающим пенсионерам, теперь приняли решение о возврате индексации.
Пенсионные системы напрямую зависят от общего состояния экономики и развития общества. Так что если экономика будет стабильной, то и решение правительства не изменится. Надо помнить, что из-за низких зарплат и пенсии у нас низкие; а с бедным населением развитой экономики не построить.
Таким образом, будем надеяться, что в будущем не потребуется пересматривать текущее законодательство, ну если только пенсии не вырастут до серьезных размеров, превышающих прожиточный минимум в 3–4 раза.
— Это сложный вопрос. Прямой зависимости выхода из тени от возврата индексации пенсий, скорее всего, не будет. Во-первых, выход из тени — это решение двух сторон трудовых отношений: работодателя и работника. Даже если работник и готов, то работодатели, использующие неформальные отношения, вряд ли захотят этого. Сами посудите, теневая занятость — это для них прямая экономия: не надо платить 13% НДФЛ, 30% взносов во внебюджетные фонды. Иными словами, выход в белую занятость — это дополнительные расходы к фонду оплаты труда до 43%. Да и сами работающие экономят свои 13%. Индексация в 5% или даже в 10% не перекроет потерю 13% НДФЛ. Если пенсионер будет настаивать на обелении зарплаты, это чревато для него потерей рабочего места. А этот фактор может стать определяющим стимулом сохранять статус-кво, если на рынке труда нельзя найти что-то более подходящее. Поэтому все будет в данном случае зависеть от параллельных действий властей, которые должны ввести более жесткий контроль и наказания за недоплаченные взносы и налоги.
Во-вторых, государство предоставляет малообеспеченным большой набор льгот. Перешел в легальный сектор рынка труда — потерял льготы. Сохранил неформальные отношения — оказался в выигрыше: и пенсия индексируется, и зарплата имеется, и льготы получаешь. Тут, на мой взгляд, уже надо думать об изменении законодательства, которое бы содержало положения о возврате незаконно получаемых льгот. Такая практика, например, существует в отношении незаконно полученных пособий по безработице и пенсий. Однако вводить такие меры надо очень осторожно, поскольку некоторые виды деятельности держатся только за счет низких расходов на персонал. Плюс еще и возможно ускорение инфляции в результате роста себестоимости продукции и услуг.
— Наиболее приемлемый подход — это объявление о введении новых инструментов контроля с отсрочкой от исполнения, скажем, на три года и объявление амнистии при выходе из тени с запретом открывать уголовные и административные дела по данному составу в период действия амнистии и после нее для тех, кто согласится на постепенное или одномоментное обеление трудовых отношений.
Но еще надо понимать, что работодатели будут активно использовать режим самозанятости, чтобы уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.
Так что процесс обеления занятости пенсионеров будет сложным.
— Оценить их численность сложно. Она скрывается и работодателями, и пенсионерами. Могут использоваться и смешанные схемы: небольшой доход в качестве самозанятого или работающего по трудовому или гражданско-правовому договору, а большая часть в конверте.
Но потенциально, как уже было сказано выше, речь может идти об одном миллионе человек. Но есть еще и инвалиды в трудоспособном возрасте, которые также задействованы в описанных выше схемах. Так что на круг цифра может дойти до 2 миллионов человек.
— Общий эффект только для бюджета при использовании данной цифры составит не менее 380 млрд рублей, плюс еще и экономия региональных бюджетов от прекращения взносов в региональные фонды обязательного медицинского страхования за формально неработающих, но в реальности занятых пенсионеров и инвалидов. Эта сумма исчисляется почти 60 миллиардами. Экономия от предоставления неоправданных льгот в статусе малообеспеченных тоже существенная. Так что потенциал экономии почти полтриллиона рублей. Существенную часть экономического эффекта получат местные и региональные бюджеты.
Что касается эффекта дополнительной рабочей силы — тех, кто реально ушел с рынка труда и не работает, то он вряд ли будет существенным, поскольку в результате перехода на более поздние сроки выхода на пенсию мужчинам в возрасте 65 лет сложнее найти работу по силам, если это связано с производственной деятельностью.
Вот женская часть — это более реальный ресурс. Потенциально можно оценить возможности привлечения или сохранения рабочей силы старших возрастов в пределах 1,5–2 млн человек. То есть прирост ВВП может составить до 5 трлн рублей, или 2,9%.
Хитрости арифметики
— По существу закона, восстановившего индексацию работающим пенсионерам, индексация пенсий этой категории граждан будет осуществляться исходя из начисленной (расчетной) суммы, которая была бы положена пенсионеру, если бы с 2016 года его пенсия индексировалась ежегодно.
— Давайте рассмотрим в цифрах. Если в 2015 году у пенсионера была оформлена пенсия в размере 20 000 рублей и он продолжал работать, то его реальный размер пенсии остался в 2024 году на том же уровне — 20 000. При этом начисленная ему в 2024 году пенсия составила бы 37 143 рубля. Такую пенсию получил бы пенсионер, оставив работу. Вот с этого размера и будет проводиться индексация.
Но работающий пенсионер будет получать на руки 20 000 плюс сумма индексации от 37 143 рублей. Если мы предположим, что инфляция в 2024 году составит 8% и именно на этот уровень будет проиндексирована пенсия, то наш работающий пенсионер получит 2971 рубль индексации и в сумме начнет получать 22 971 рубль.
А полную пенсию, согласно принятому закону, сможет получить только в том случае, если прекратит свою трудовую деятельность.