Домой Экономика В СК предложили ужесточить ответственность физлиц за неуплату налогов

В СК предложили ужесточить ответственность физлиц за неуплату налогов

169
0

Индивидуальные предприниматели раскрыли свои опасения

Возможно, в ближайшее время будет ужесточена уголовная ответственность физлиц и индивидуальных предпринимателей за уклонение от уплаты налогов. Идея, с которой выступила зампред СКР Елена Леоненко, заключается в том, чтобы уравнять и повысить ответственность этих двух категорий граждан за налоговые преступления. Если эту идею воплотят, физлица и ИП будут отвечать за фискальные «грехи» без срока давности, как сейчас это делают компании.

Московские малые предприниматели рассказали, чего именно они опасаются в связи с возможными нововведениями и как планируют выживать дальше.

В СК предложили ужесточить ответственность физлиц за неуплату налогов

Фото: Геннадий Черкасов

Порог уголовной ответственности у физлиц по налоговым нарушениям начинается не с 15 млн рублей, как у юрлиц, а с 2,7 млн рублей ущерба, насчитанного налоговой инспекцией.

В числе предложений СКР — отменить «льготный срок» в 60 суток с момента выставления налоговой инспекцией требования: в течение этого периода должник может выплатить задолженность и избежать уголовного преследования. Самый жесткий сценарий, стало быть, выглядит так: по достижении порога в 2,7 млн рублей недоимки дело автоматически передается в следственные органы. Ну а там, как известно, «разговаривать будут по-другому». Добавив сюда возможную отмену срока давности, получим решительное ужесточение правил игры: права на ошибку предприниматели иметь теперь не будут. 

— В общем, к этому давно шло, еще лет пять назад появилась поговорка, что «люди это новая нефть», — поделился с «МК» Ринат А., владелец мастерской по ремонту компьютерной техники. — Сейчас я живу относительно спокойно, потому что веду вполне белую бухгалтерию уже семь лет. Но если они действительно отменят срок давности, налоговая в теории может начать копать то, что было, скажем, десять лет назад. Тогда я только начинал и, конечно, никакой бухгалтерии не вел вообще.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Выяснилось, почему россияне предпочитают пятитысячные купюры банковским вкладам

Работа выглядела как «приятель Вася принес мне ноутбук починить, я по дружбе ему сделал, а что он мне передал наличные — так, кому какое дело». Правда, я не очень представляю, как налоговая может восстановить картину десятилетней давности, так что пока не боюсь и опять же живу спокойно.

По словам Рината, работа сервисов по ремонту электроники и бытовой техники практически невозможна без «серой» составляющей даже сейчас: очень многие компоненты, необходимые для ремонта, не поставляются в запчасти, единственный способ их получить — это купить «донора», то есть подержанное устройство с исправным компонентом. Скупка таких агрегатов производится постоянно, впрок — и, конечно же, за наличные, потому что практически невозможно составлять договоры купли-продажи на весь объем такой техники.

Склады запчастей существуют без лишних формальностей. Если налоговая потребует вести эту работу в белую, многие сервисы вынуждены будут закрыться: ко всему прочему, официальное использование при ремонте б/у запчастей не допускается, например, некоторыми производителями техники. При выходе из тени такая практика может повлечь судебные иски в отношении мастерской за контрафакт.

— У большинства моих коллег по чекам проводится процентов 20 работ, — рассказал «МК» Александр Б., владелец автосервиса. — Чек, конечно, выдается по требованию клиента, но если речь идет о послегарантийных работах, никому эта бумажка обычно не нужна, в первую очередь — самому клиенту.

Официально проводятся, в основном, те работы, которые потом требуют регистрации в ГИБДД: замена двигателя на контрактный, перекраска в другой цвет и так далее. А в остальном — наличка всех устраивает. Правда, сейчас клиенты повадились переводить деньги через онлайн-банкинг, но если тут опять ужесточат правила, будем четко требовать только наличные. А еще, наверное, придется запретить пользоваться мобильниками в помещениях сервиса: достал смартфон — выходи на мороз и больше ремонтировать тебя не будем. Хорошими мастерами дорожат, так что, думаю, клиенты послушаются.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Продавцы кондиционеров пугают резким ростом цен к летнему сезону

По словам собеседника «МК», полностью учесть все ремонтные операции еще труднее, чем «осметить» земляные работы: такое было бы возможно только при тотальном оснащении ремонтных зон камерами слежения, которые регистрировали бы все происходящее и напрямую выдавали бы информацию фискальным органам. Однако на данный момент такое все-таки невозможно: мало кто из сервисменов согласился бы работать на таких условиях, а технологии машинной обработки таких данных пока не существует.

— Нас ждет еще больше возни с таможней, декларациями и всем таким, — отметила Людмила Н., продающая винтажные и антикварные украшения при помощи соцсетей. — С каждым годом схема «покупать в Европе и США — продавать здесь» становится все сложнее: планомерно снижается порог беспошлинного ввоза, продажи в соцсетях все чаще контролируются.

Скажем, крупный портал бесплатных объявлений некоторое время назад вдруг начал показывать продавцам интересную информацию: на какую сумму вы продали товаров в этом году, в прошлом, за всю историю вашего присутствия на сайте. Глупо же думать, что эту цифру видим только мы и не видит налоговая, правильно? Значит, будут доначислять и прижимать. Благо, у меня уже есть статус индивидуального предпринимателя и я могу продавать все в белую. Проблема в том, что мне частные лица на интернет-аукционе обычно не дают никаких чеков. В общем, предчувствия самые пессимистичные.

Все собеседники «МК» согласились с тем, что было бы проще уйти полностью в тень, но сделать это мешает необходимость как-то искать новых клиентов и рекламировать свои услуги и товары.