Эксперт считает, что страховку проекту предоставит российская компания под гарантии государства
Швейцарская страховая фирма Zurich Insurance Group отказала в своих услугах задействованным в создании «Северного потока — 2» (СП-2) морским судам. Крупнейший игрок на отраслевом рынке стал третьей зарубежной компанией, которая с начала года разорвала отношения с участниками строительства экспортного газопровода. Ранее с проектом прекратили сотрудничество норвежская сертификационная компания Det Norske Veritas Holding и датский консультант Ramboll. Поводом для бегства этих компаний стали новые американские санкции, которыми Вашингтон грозит всем контрагентам неугодного ему проекта. В результате долгожданная достройка важной экспортной трубы вновь отложена. Чем вызвана новая задержка строительства и как на завершении проекта скажется бегство европейских компаний, «МК» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь ЮШКОВ.
Фото: nord-stream2.com
-Учитывая санкционную угрозу Вашингтона, все, что касается строительства СП-2, крайне токсично. Если говорить об отказе швейцарской компании, то речь идет, скорее всего, страхования непосредственно судов. При этом каждый договор может иметь собственные особенности, которые в настоящий момент не известны широкой публике. Только узкий круг посвященных знает, на каких условиях застрахованы основные потенциальные участники строительства — баржа «Фортуна» и трубоукладчик «Академик Черский». Непонятно, есть ли в их договорах пункт: если суда попадают в «черный список» США, то страховка автоматически отзывается. Если такого пункта нет, то фирмам, оказывающие им страховые услуги, не стоит пугаться новых санкций американского оборонного бюджета. В то время, когда такие компании подписывали с оператором газопровода Nord Stream 2 контракты, еще не были предусмотрены ограничительные меры в отношении участвующих в строительстве кораблей — следовательно, они ничего не нарушали и не попадали под санкционный прессинг.
— Необходимо отметить, что до сих пор нельзя назвать ни одного судна, которое попало в санкционный список США из-за участия в СП-2. Та же баржа «Фортуна», которая в конце прошлого года достроила мелководный участок трубы в немецкой акватории, избежала подобных мер. Проблемы у строителей трубопровода могут возникнуть только после того, как истечет действующий срок договора, и если необходимые для строительства суда начнут работать на глубоководной дистанции маршрута. Остается лишь надеяться, что к тому моменту, когда начнут действовать новые санкции США, участники создания газопровода успеют достроить оставшийся маршрут в рамках действующих договоренностей и не станут мишенью Вашингтона. Я думаю, что регулятивные власти Евросоюза пойдут навстречу СП-2 и примут решения, позволяющие европейским страховщикам повременить с выполнением инструкций Белого Дома. Для России на нынешнем этапе страховка вторична. Самое главное — достроить газопровод.
— При возникновении непредвиденных обстоятельств сумма страховых выплат в таких сделках достаточно существенна. Поэтому каждый из контрагентов, заключивших соглашение на обслуживание проекта такого масштаба, распределяет страховые функции среди нескольких субподрядчиков. Первоначальные риски берут на себя несколько компаний, которые и будут нести ответственность в случае целостных проблем при строительстве газопровода — каждая фирма будет платить страховую премию за свой отрезок маршрута.
— Подключиться к созданию СП-2 отечественный страховщик, конечно, сможет. Однако понятно, что такая компания изначально будет настаивать на предоставлении ей государственной гарантии — каждый из национальных контрагентов предпочтет выторговывать себе компенсацию в случае, если у задействованных в строительстве СП-2 судов возникнут неприятности на геополитическом фронте. Поддержка государства станет залогом для отечественных компаний в получении прибыли. Правда, как такой диалог будет осуществляет на практике — сказать пока невозможно, поскольку прецедентов на российском рынке еще не было.
— В случае с СП-2 новую страховку может предоставить российская компания, опираясь на государственные гарантии. Иными словами, страховая фирма не будет выплачивать неподъемную для себя компенсацию — остальные издержки нивелирует государство.
— Теоретически, европейские регуляторы ну будут возражать. Но на практике реализация такого механизма оставляет вопросы. Естественно, стоит ожидать конструктивной реакции со стороны оператора газопровода Nord Stream 2 или участвующих в строительстве судов. Пока страховка действует и задействованные в укладке трубы по морскому дну корабли не подвержены санкционному прессингу США. Однако есть угроза, что Вашингтон введет санкции против фирм, которые осуществляют тестирование трубы, а также осуществляют сервисные, геодезические, траншейные, сварочные и другие работы. Важно понимать, что в параметры уже законтрактованной страховки отказ Zurich Insurance от сотрудничества с СП-2 не входят — задействованные в строительстве суда могут продолжать работы и пользоваться при этом своими страховыми полисами. В дальнейшем основному санкционному риску будут подвергнуты не трубоукладчики, например, «Фортуна» и «Академик Черский», а суда снабжения, которые обеспечивают проект «снарядами» — трубами и комплектующими. То есть, возможна ситуация: если один из таких кораблей подойдет к последней точке газопровода и попробует перебросить свой груз на палубы основных участников строительства, то автоматически попадет в «черный список» Вашингтона. Сейчас для снабжения СП-2 участники проекта намереваются использовать порядка 6-7 судов. Существует риск, что американцы предъявят свои претензии именно этим кораблям, поэтому «Газпром» не спешит разглашать полный список завершающих строительство экспортной магистрали кораблей.
— Сложно сказать. С одной стороны, китайская страховая компания оказала свои услуги при строительстве энергомоста из России в Крым и при этом не понесла никакого санкционного ущерба. Тем не менее, другие компании Поднебесной, возможно, не станут таскать каштаны из огня и повременят с наращиванием сотрудничества с СП-2. Поэтому будущим страхованием газопровода, скорее всего, будут заниматься отечественные профильные структуры.
— И «Фортуна», и «Академик Черский» в настоящий момент обладают страховкой на строительство газопровода. Они могут продолжать укладывать трубу по дну Балтийского моря. Даже если они нарушат требования США и приступят к глубоководному участку СП-2 в этом году, то, скорое всего, формально не окажутся под прессингом Вашингтона — каждое их этих судов уже несколько раз поменяло своего юридического владельца и операции по смене контрольного акционера могут быть продолжены в дальнейшем. В результате, узнать имя конкретного собственника судна зарубежным ведомствам будет практически невозможно, что даст время создателям газопровода довести дело до конца.
— Технологически создание самой ветки может быть осуществлено до середины этого года. Еще два-три месяца потребуется на работы по подключению трубопровода к действующей газотранспортной системе Европы. Поэтому на полноценное введение в эксплуатацию СП-2 стоит рассчитывать не ранее октября 2021 года. Впрочем, этот срок будет сопряжен с началом отопительного периода, в том числе, в Европе, поэтому до осени новая труба будет «Газпрому» не к спеху.