Насколько оправдано повышение тарифов мобильными операторами
Эксперты предупредили россиян о повышении цен на мобильную связь на 15-16%. Отметим, что по итогам 2020-го цены уже выросли на 10%. Игроки рынка говорят, что увеличение стоимости — мера вынужденная. Снижение трафика на фоне локдауна привело к многомиллиардным потерям сотовых операторов. Между тем независимые эксперты считают, что компании лукавят, умалчивая о выгоде, которую принесла им всеобщая самоизоляция.
Из-за перехода на удаленный режим работы затраты россиян на мобильную связь выросли, что положительно сказалось на выручке операторов, а следовательно причин для серьезного увеличения цен нет.
Фото: pixabay.com
В России тарифы на мобильную связь в 2020 году выросли на 10%, а в 2021 году подорожают еще на 15%, прогнозируют в консалтинговом отраслевом агентстве Content-Review. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) со своей стороны заявили, что ведут еженедельный мониторинг цен на услуги связи и не видят оснований для их роста. Так ждать ли в ближайшее время подорожания?
Разумеется, фактические накладные расходы операторов из-за противовирусных мер возросли, но не так сильно, как они пытаются это представить, считает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. По его словам, ссылаясь на раздутые сметы и пандемию коронавируса, мобильные компании постараются сделать все возможное, чтобы увеличить стоимость тарифов. Для этого в их арсенале имеются определенные маркетинговые приемы. Например, в прошлом году некоторые операторы уже проделывали такой трюк: неожиданно блокировали раздачу Wi-Fi с телефона на другие устройства в рамках старых тарифов. «В итоге за услугу «раздачи» себе же интернета на другое устройство, на ноутбук или планшет без симки, пользователям приходилось доплачивать суммы порядка 150-250 руб. в месяц, либо «по собственному желанию» переходить на новый и более дорогой тариф, а от старого тарифа отказываться», — рассказывает Пушкарёв.
Рассматривать пандемию как причину роста тарифов на мобильную связь не стоит, убежден руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «У операторов, кроме затрат в 2020 году, выросла и выручка, так как граждане активнее пользовались интернетом во время самоизоляции, увеличились затраты россиян на мобильную связь из-за перехода на удаленный режим работы, — отмечает он. — Но есть и объективные причины для роста тарифов. Это, в первую очередь, расходы на обеспечение бесплатного доступа к различным интернет-ресурсам, а также требования по использованию ЕБС (Единой биометрической системы). В целом, затраты операторов на внедрение этих новшеств потребуют от них дополнительных средств в объеме 150-200 млрд рублей за год, что составляет более 10% их выручки».
В итоге, по мнению аналитика, могут быть увеличены тарифы с высоким объемом трафика. Многим пользователям мобильный интернет необходим для работы, а значит, они вряд ли откажутся от такой услуги, несмотря на рост стоимости.
При этом тарифы на мобильную связь и интернет растут из года в год. Реальность такова, что рост стоимости в пределах 15-20% существенно прибавит операторам выручки и рентабельности, но не заставит при этом большинство пользователей отказаться от безлимитного (или практически безлимитного) интернета.
«Интернет давно стал для большинства людей не просто развлечением. Это способ назначить встречу, вовремя прибыть на место, вызвать с помощью приложения такси или связаться через мессенджер с партнёрами, коллегами по работе, находясь в транспорте, войти в банковское приложение. Всё большее число людей ищут в интернете и пути получения дополнительного или основного дохода, так что остаться без связи — выйдет себе дороже», — резюмировал Пётр Пушкарёв. Иными словами, компании-операторы практически ничем не рискуют, поднимая стоимость на свои услуги – народ все равно «схавает», поскольку мобильная связь в современном мире – все равно, что хлеб насущный.