«Мы будем иметь дело с наихудшим из всех возможных сценариев, аналогов которому в мире не было»
Контейнеровоз Ever Given продолжает стоять на мели в Суэцком канале, перекрыв собой морской путь другим кораблям. Сдвинуть громадное судно с места пытаются несколько буксиров и экскаватор. Но возникли опасения, что спасательная операция по его высвобождению может затянуться еще на несколько недель. Таким образом, движение по одной из важнейших торговых артерий в мире будет заблокировано на неопределённый срок. Серьезность ситуации оценил эксперт Михаил Войтенко.
Фото: AP
Над высвобождением четырехсотметрового контейнеровоза работают восемь буксиров и один экскаватор, передает агентство Reuters. Спасательную операцию затрудняют погодные условия и размер судна. Сигнал GPS корабля показывает лишь незначительные изменения его местоположения за последние 24 часа.
Между тем глава компании Boskalis, специалисты которой пытаются снять Ever Given с мели, предупреждает, что на восстановление движения по Суэцкому каналу может потребоваться несколько недель. «Нельзя исключать, что на это уйдут недели, все зависит от того, как будет развиваться ситуация», — отмечает Питер Бердовски. По его словам, контейнеровоз «напоминает сейчас огромного выбросившегося на берег кита»: «На песке оказалась огромная тяжесть. Возможно, нам потребуется комбинировать разные методы — снятие с судна контейнеров, топлива и воды, использование буксиров и размывку песка».
Тем временем ущерб от затора в Суэцком канале оценила консалтинговая компании Wood Mackenzie. По ее данным, в пути сейчас задерживаются 16 танкеров, на борту которых находится 870 тысяч тонн нефти и 670 тысяч тонн нефтепродуктов. При этом еще более негативно ситуация может сказаться на контейнерных перевозках. Дело в том, что через канал проходит 30% всего подобного трафика и около 12% мировой торговли.
«Это действительно довольно серьезное происшествие, — комментирует «МК» . Контейнеровоз до сих пор находится в таком же положении, что и раньше, без каких-либо изменений. Судно попросту не удается сдвинуть. Нужно понимать, что Ever Given – один из крупнейших в мире контейнеровозов, способных перевозить более 20 тысяч морских контейнеров. Сейчас он практически полностью заполнен грузом. Точное количество контейнеров назвать сложно, но я думаю, что их не меньше 15 тысяч.
Уселся контейнеровоз довольно крепко. Его бульбообразный нос, который служит для сокращения сопротивления воды, как таран воткнулся в берег. Изначально буксиры пытались выдернуть судно с мели. Однако сейчас они несколько изменили свою стратегию. Теперь они пробуют его развернуть – поставить бортом к берегу канала и тем самым частично освободить судовой ход. Используя эту бульбу как точку опоры, буксиры пробуют раскачать контейнеровоз, чтобы вытеснить его из берега канала. Пока это не удается, но, в принципе, ситуация может измениться в любую минуту.
Если этого не произойдет, то мы будем иметь дело с наихудшим из всех возможных сценариев, аналогов которому пока еще в мире не было просто из-за размеров контейнеровоза.
Может потребоваться его частичная разгрузка для облегчения веса. В таком случае придется подводить к бортам судна баржи, небольшие контейнеровозы и плавучие краны, потому что эта огромная посудина не имеет собственных кранов.
К примеру, танкер разгружать намного проще. К нему просто подъезжают специальные грузовые помпы и выкачивают нефть и т. д. Такая операция осуществляется в течение нескольких суток. А вот чтобы гигантский контейнеровоз застрял буквально в щели и приходилось снимать с него тысячи контейнеров… Такие операции прежде не проводились! Поэтому довольно сложно сказать, сколько времени потребуется на его разгрузку. Скорее всего, на это уйдут недели. Таким образом, канал будет заблокирован на неопределённый срок».
Вместе с тем не следует придавать преувеличенное значение данному инциденту, считает эксперт. По его словам, некоторые западные СМИ склонны драматизировать ситуацию.
Четырехсотметровое судно уже несколько дней мешает движению десятков кораблей. Соответственно, происходит задержка грузов. Отвечая на вопрос о том, на чьи плечи ляжет выплата неустоек компаниям, Михаил Войтенко сказал: «Многие суда застрахованы от подобного рода происшествий. Более того, некоторые грузовые корабли, которые прошли из Средиземного моря в канал и дошли до Большого Горького озера, уже развернули обратно. Моряки сами принимают решение: либо им ждать, пока ситуация разрешится, либо плыть в обход. Похожий выбор стоит и перед теми судами, которые застряли в Красном море. Впрочем, уже удалось выдернуть ряд кораблей, шедших непосредственно за Ever Given».
Опрошенные агентством Reuters эксперты считают, что, если морской путь не будет разблокирован в течение еще суток-двух, судоходные компании могут перенаправить свои корабли в обход Африки, что увеличит сроки движения примерно на неделю. По прогнозам главы аналитиков компании Banchero Costa & Co Ральфа Лещински, маршрут в обход Мыса Доброй Надежды удлинит путь грузовых судов, курсирующих между Европой и Азией, в среднем на две недели. Это способствует увеличению стоимости перевозок и приведет к срыву графиков.