Домой Экономика Взялись за «Дело»

Взялись за «Дело»

26
0

Как работает транспортный холдинг предпринимателя Сергея Шишкарева Поделиться

В последнее время в медиа появилось много материалов, так или иначе связанных с деятельностью группы компаний «Дело», дубайскими операторами CStar Line и MAS, а также с лицом, объединяющим вышеназванные фирмы, предпринимателем Сергеем Шишкаревым. Эксперты анализируют деятельность бизнесмена и пытаются понять, как ему удается инвестировать в экономику страны и вести бизнес со своим партнером, госкорпорацией "Росатом". 

Взялись за «Дело»

Фото: wikipedia.org

Напомним, что в 2019 году в капитал ГК «Дело» вошел «Росатом», купив 30% акций компании. В 2022 году «Росатом» досрочно реализовал опцион на приобретение 19% в группе компаний. Таким образом, в настоящее время 51% акций принадлежит Сергею Шишкареву, остальное — госкорпорации. Группа владеет и управляет сетью морских и железнодорожных терминалов, флотом, оборудованием для перевозки грузов во внутрироссийском и международном сообщении. ГК «Дело» обеспечивает почти половину всего объема перевозок грузов по стране. Таким образом, Сергей Шишкарев и группа «Дело», фактически, поддерживают развитие стратегической инфраструктуры страны, так как на прибыли «Дела» зарабатывает и государственный «Росатом». Но, возможно, не всегда.

Фирма Mountain Air Shipping (MAS) начала свою работу в конце августа-начале сентября 2022 года. Она не вошла в состав группы компаний «Дело», но тем не менее получила эксклюзивные условия работы на российских терминалах, входящих в группу компаний «Дело».

Дело в том, что с начала специальной военной операции практически все международные линии ушли из России. В итоге остро встал вопрос, как завозить импорт в Россию и как вывозить экспорт. Именно тогда было принято решение о создании дубайской компании MAS. Она заняла освободившуюся нишу для обеспечения завоза и вывоза груза, работала и на Дальнем Востоке, и в Новороссийске.

«По логике, компания MAS должна была быть в составе группы «Дело». Но получилось так, что этого не было. Не знаю ее статуса на текущий момент, потому что уволился из компании осенью 2023-го», — рассказал «МК» бывший топ-менеджер компании, пожелавший остаться неизвестным (далее — Иван И.).

Наш собеседник подчеркнул, что ему сложно судить, по какой причине MAS не включили в состав группы компаний.

«Почему Сергей Николаевич решил, что будет лучше, если оператор будет контролироваться лично им, нет объяснений», – отметил он.

По сути, клиентами компании MAS были компании группы «Дело»: контейнерный терминал «НУТЭП», осуществляющий перевалку контейнерных грузов в порту Новороссийск, и «Восточная стивидорная компания» — контейнерный терминал в морском порту Восточный. Именно эти компании осуществляли перевалку груза на Дальнем Востоке.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Бразилии нефтяной гигант усилил безопасность на заводах после угроз

«Другие клиенты мне неизвестны, и были ли они вообще. Я подозреваю, что нет», — подчеркнул наш собеседник.

Вернемся непосредственно к MAS. Молодой шиппинговой компании необходимо иметь оборотные средства. На чьи же деньги работала MAS?

«Первое время компания финансировалась за счет средств «Трансконтейнера» (актив группы «Дело»)», — отмечает экс-представитель ГК.

Получается, компания, контролируемая Сергеем Шишкаревым, не входит в состав группы, но работает на «Дело». Из этого можно сделать вывод, что MAS безусловно была вовлечена в работу группы. Но был ли таким образом нанесен ущерб самому «Делу»? Понятно, что этот вопрос прежде всего надо адресовать правоохранительным органам. Но и без их вердикта ясно, что молодая компания должна финансироваться за чей-то счет.

«У MAS постоянно существовали задолженности перед компаниями группы «Дело». Как я понимаю, любая задолженность должна быть погашена. Когда я уходил их группы компаний, задолженность была. Вопрос неоднократно поднимался. Давались указания терминалам с требованием принять меры для погашения задолженности. Погашена она сейчас или нет мне судить сложно», — говорит собеседник «МК».

Между тем, когда какая-то компания осуществляет морские перевозки, например, на терминал «Восточной стивидорной компании» или на терминал НУТЭП, взять и заполнить весь терминал новая фирма не сможет. Даже если с момента ее создания прошел год-два. У MAS не было собственных кораблей. Суда фрахтовались.

«Объем терминала MAS не могла бы заполнить. Если говорить о терминале «Восточной стивидорной компании», то там работали и другие операторы. Но факт того, что за год работы MAS, судя по данным самой компании, заняла очень крупную нишу в перевозках, да», — продолжает Иван И.

Первое время MAS финансировалась за счет авансовых платежей «Трансконтейнера». В принципе морские перевозчики работают и на авансах, и по факту. Если бы я была гендиректором терминала и ко мне пришла бы новая морская линия, которая сказала, что начнет перевозить, если я буду выплачивать авансы, то с моей стороны было бы разумно попросить какие-то гарантии возврата данных средств.

«Сложно представить, что добросовестная компания могла бы не попросить таких гарантий. Но, так как все понимали, что из себя представляет компания MAS, гарантий не просили: акционер дал слово, акционер его сдержит», – считает экс-менеджер.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как сэкономить на майском отдыхе: эксперты поделились рабочими хитростями

Компания MAS проработала в 2022 году и весь первый квартал 2023-го. Затем весь фрахт, который был у компании MAS, был переведен на фирму CStar Line. По факту CStar Line выступила правопреемником, но в юридическом смысле это не так, поскольку это разные компании. Где-то с мая-июня CStar Line начала свою работу. MAS свою деятельность прекратила.

«Почему было принято такое решение и чем не устраивал MAS, я не знаю. Почему деятельность фирмы должна быть в новой юридической оболочке, неизвестно. На мой взгляд, это достаточно интересная операция: штат MAS стал штатом CStar, офис остался прежним, также как и обязанности, и функции, – продолжает наш собеседник. – Люди поменялись. В конце 2022-го произошла смена гендиректора. Им стал Жолт Катона. Он привел свою команду, но кто-то из прежнего состава все равно остался. По сути, все осталось по-старому».

Если рассматривать эту историю со стороны одного из совладельцев группы «Дело», а именно – Росатома, то Шишкарев реально принимает участие в управлении, убежден Иван И.

«Сергей Николаевич принимает участие в управлении. Ключевой топ-менеджмент формировал он. Кадровые решения принимал он. Контроль за деятельностью компании осуществлял он. Я бы не сказал, что это просто выгодоприобретательство», — заключает он.

Но, между тем, если любая прибыльная компания, если она входит в группу, то она и работает на группу. Если фирма работает на группу, но вне группы, тогда она приносит финансовый результат только одному из акционеров. И это не связано с вопросом злоупотреблений. Это просто факт. Если компания работает успешно, то она могла бы работать в интересах всей группы.

«Вопрос ущерба зависит либо от операционных моментов (например, какие ставки), либо от чего-то еще. Но непосредственно я не занимался операционной деятельностью, а работал в управляющей компании. Получается, все субхолдинги были свободны в своей операционной деятельности. И тут хорошо бы задать вопросы руководителям «Трансконтейнера», НУТЭПа и «Восточной стивидорной компании», — подчеркивает Иван И.

Выходит, что вопрос возможного ущерба связан непосредственно с непогашенной задолженностью CStar (бывш. MAS). Если она существует, то ущерб был причинен и группе «Дело», и ее акционерам, в том числе госкорпорации "Росатом".

В целях объективности распространяемой информации редакция обратилась в транспортный холдинг с просьбой прокомментировать информацию, предоставленную нашим источником. На момент выхода данной статьи запрос редакции остался без ответа.