Кому выгоден новый законопроект о букмекерской отрасли?
Букмекерскую индустрию России ждут серьезные изменения. Министерство финансов России предложило увеличить целевые отчисления букмекерских компаний в 2 раза, до 10% от GGR. Они будут рассчитываться самостоятельно каждым организатором азартных игр в букмекерской конторе. Планируется, что общий объем целевых отчислений увеличивается в два раза и не может составлять менее тридцати миллионов рублей в квартал.
Фото: pixabay.com
Минфин уведомил о начале разработки документа 27 октября.
Еще одно нововведение – теперь букмекеры будут перечислять целевые отчисления не в пользу спортивных федераций, а в федеральный бюджет.
Ранее в ходе заседания Совета по спорту при Президенте России министр финансов Антон Силуанов предложил «минимум вдвое» увеличить целевые отчисления, взимаемые с букмекеров.
По словам Силуанова, прибыль отрасли за 2019 год составила 30 млрд рублей, целевые отчисления – 1,2 млрд, а налоги – 770 млн рублей. «Если такое поручение будет дано, то мы эти вопросы отработаем», – заявил Силуанов. Президент Владимир Путин согласился с этим предложением. Срок исполнения поручения – до 1 марта 2021 года.
Депутаты Госдумы, в свою очередь, также решили заняться реформированием отрасли. На прошлой неделе в парламенте был внесен проект поправок в закон об организации азартных игр. Причем парламентарии как будто не принимают во внимание, что подготовка нормативных актов, которые регулируют вопросы организации и проведения азартных игр, относится к сфере деятельности Минфинa.
Депутаты предлагают создать в России «Единый регулятор азартных игр» – орган, который будет полностью контролировать деятельность букмекерских контор и тотализаторов. По словам одного из авторов законодательных инициатив, депутата от «Единой России» Игоря Станкевича, поправки позволят увеличить финансирование спорта и сделают игровой бизнес более прозрачным. Законопроект также предлагает изменить систему расчетов. Как поясняет Игорь Станкевич, сегодня букмекеры получают прибыль, вычитают из нее свои расходы и от остатка платят пять процентов. Поправки предлагают отчислять один процент с дохода от приема ставок, которые заключают букмекерские конторы. Причем под контроль должна быть взята каждая ставка, которая совершается в стране, будь то букмекерская контора, тотализатор или Интернет.
Стоит напомнить, что целевые отчисления были введены в 2017 году и составляют 5%. Сумма отчислений для каждого букмекера не может быть менее 15 млн рублей в квартал. Получатели целевых отчислений – спортивные федерации, которые направляют 20% на развитие детско-юношеского спорта, остальные 80% – на профессиональный спорт.
Например, общий объем отчислений букмекеров в 2017 году составил около 1 млрд рублей. По данным информационного агентства «СПАРК-Интерфакс», совокупная выручка пяти крупнейших букмекеров страны в 2018 году достигла 110 млрд руб. (1,7 млрд долл. США), что на 86% больше по сравнению с показателями пятерки лидеров в 2017 году – тогда было 59 млрд рублей.
Естественно, что росли отчисления и на развитие спорта. При этом в одной только «Лиге Ставок», отчитываясь за 2019 год, сообщали, что компания перечислила на эти цели свыше 1 млрд рублей.
Предложенные парламентариями меры могут разрушить отрасль и спровоцировать кризис на рынке легальных услуг. Как заявил в интервью «Российской газете» президент букмекерской компании «Лига Ставок» Юрий Красовский, на самом деле нет причин для подобных законодательных изменений. По его словам, создается впечатление, что авторы законопроекта не очень хорошо знакомы с ситуацией на рынке и предлагают инструменты, которые действуют сегодня.
Странным, например, выглядит предложение о «создании» нового инструмента – компенсационного фонда, который должен защищать игроков. Дело в том, что компенсационный фонд существует уже 10 лет, с момента образования СРО.
Что касается предложенной депутатами системы отчислений, то и она выглядит непродуманной. В законопроектe, например, не учитывается, что в этом году в закон вносились поправки, из-за чего ЦО уже выросли примерно вдвое. Поэтому непонятно, что конкретно в законопроекте предлагается умножить на 2: то ли прошлогоднюю сумму отчислений, то ли уже увеличенную в этом году.
Эксперты опасаются, что предложенные в законопроекте изменения в итоге приведут к уменьшению суммы отчислений. А это самым плачевным образом может отразиться на российском спорте.
Нет нужды объяснять, что деньги на эти цели крайне нужны. Еще три года назад представители проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» провели мониторинг, в ходе которого оценили состояние построенных за последнее время спортивных объектов в ряде регионов страны. Общественники выявили незавершенные спортивные объекты на сотни млн руб., а также «спортивные полуфабрикаты» – комплексы, которые после завершения строительства не работают или находятся в неудовлетворительном состоянии.
Учитывая, что расходы на физкультуру и спорт в бюджете планируется сократить (по сравнению с федеральным бюджетом на 2020–2022 годы финансирование физкультуры и спорта в 2021 году увеличится на 3,2% (больше на 2 млрд руб.), а в 2022 году уменьшится на 1,3% (меньше на 867 млн руб.), это становится особенно важным.
Депутатский законопроект, получается, не выгоден государству? В чьих интересах создается новый регулятор, предлагается завуалированное смягчение условий для букмекеров и снижение объема отчислений — остается вопросом.