Альтернативное сырье — более дорогое и менее надежное Поделиться
Несмотря на тотальный отказ западных стран от углеводородов из России, в нынешнем году наша страна стала лидером по росту экспорта природного газа на европейский рынок. Более того, вопреки санкционным ограничениям, отечественные производители приступили к прямым поставкам сжиженного газа в ряд государств Старого Света. Причины такого парадокса заключаются в привлекательности российских энергоресурсов и опасении европейцев в срыве доставки необходимого сырья из альтернативных источников.
Фото: pixabay.com
По итогам первых восьми месяцев 2024 года Россия наряду с Алжиром оказалась лидером по увеличению поставок газа потребителям Евросоюза. Согласно данным Eurostat, в январе-августе доля нашей страны в европейском импорте «голубого топлива» выросла на 4,6% и превысила 18%.
Все остальные крупные энергетические экспортеры зафиксировали серьезное снижение объемов поставок углеводородов в Евросоюз. Так партии сырья, поступающего из Катара, сократились почти втрое, продажи из Великобритании упали в 2,5 раза, а из Нигерии, США и Норвегии — примерно в два раза
Основная причина изменения диспозиции на европейских топливных площадках, как признают западные эксперты, заключается в резком спаде промышленного производства на территории ЕС, которое с марта 2022 года до августа 2024 года снизилось более чем на 20%.
Впрочем, в этой ситуации можно утверждать и обратное — промышленность континента падает, так как углеводороды из альтернативных России источников становятся не по карману владельцам европейских индустриальных предприятий. Нынешние котировки тысячи кубометров топлива на сырьевых биржах Старого Света впервые с ноября прошлого года превысили $500.
В связи с этим европейцам все чаще приходиться ориентироваться на более дешевые энергоресурсы из нашей страны. В этом году основным импортером российского «голубого топлива» стала не только Венгрия, лояльно настроенная к России, но и Франция и Испания, власти которых настроены весьма агрессивно к Москве. Но экономические интересы, очевидно, перевесили политический негатив. Каждый из этих членов Евросоюза в январе-августе этого года заплатил отечественным поставщикам от 1,5 млрд до 2 млрд евро. Еще по миллиарду перечислили Италия, Греция и Бельгия, также не испытывающие теплых чувств к России.
Любопытно, что, несмотря на относительно небольшие в физическом выражении объемы закупок, импорт российского газа увеличили Литва (на 41%) и Финляндия (на 36%), которые всегда считались самыми ярыми приверженцами разрыва любых энергетических связей с нашей страной.
В свою очередь Германия, которая на словах также уже несколько лет собирается отказаться от углеводородов из РФ, намерена наладить прямые поставки российского сжиженного газа (СПГ) на собственные терминалы по регазификации. Ранее этот вид топлива попадал на немецкий рынок опосредованными способами — сырье продавалось через посредников или оформлялось посредством трансферных сделок, например через терминалы Франции, Бельгии или Нидерландов, откуда углеводороды, после конвертации в газообразное состояние, поступали в европейскую трубопроводную систему.
Теперь же, как сообщает Financial Times, холдинг Deutsche Energy Terminal, владеющая четырьмя объектами по регазификации в ФРГ, до конца ноября собирается установить одну из своих плавучих установок переработки и хранения углеводородов в Брунсбюттеле (этот район считается наиболее удобным для дальнейшего распространения среди немецких потребителей) непосредственно для получения российского СПГ. Компанию даже не смущает выданное министерством экономики Германии предписание «не принимать никаких поставок» сжиженного метана из нашей страны. Берлин специально предупредил Deutsche Energy Terminal, что использование российского сырья нарушает главную цель энергобезопасности всего Евросоюза — добиться топливной независимости от Москвы. В ответ СПГ-оператор открыто заявил, что немецкие потребители отказываются покупать углеводороды из других источников из-за дороговизны такого топлива — на весенних и летних аукционах по резервированию мощностей в регазифиционных объектах Deutsche Energy Terminal не было подано ни одной заявки. Поэтому, поскольку письмо экономического ведомства ФРГ носит рекомендательный характер, компания будет вести свой бизнес, ориентируясь на финансово выгодные условия – то есть на дешевый российский газ.
Увеличение доли нашей страны в европейском энергобалансе в целом и организация прямых поставок сжиженного газа из России на терминалы у берегов Германии в частности свидетельствует сразу о нескольких факторах. Во-первых, очевидно, что отечественное «голубое топливо» продолжает оставаться востребованным на западном рынке. Стоимость российского сырья оказывается дешевле при любом способе и маршруте доставки углеводородов. Во-вторых, существующие заградительные инструменты, уже который год применяемые европейскими властями, не способны в должной мере функционировать. В-третьих, новые санкционные механизмы, поступательно внедряемые чиновниками Старого Света, также рискуют оказаться непродуктивными, поскольку промышленные потребители Евросоюза сами не заинтересованы в исполнении разработанных мер и намерены игнорировать такого рода ограничения.
Тем временем принципы энергобезопасности Европы, предполагающие отказ от российских углеводородов, способны привести Старый Свет к дефициту сырья в предстоящий отопительный сезон. По данным Gas Infrastructure Europe, в настоящее время европейские подземные газохранилища заполнены более чем на 92%. Цифра, на первый взгляд, весьма внушительная. Вместе с тем, объемы отбора топлива из запасников неуклонно увеличиваются и уже на 50% превышают объемы закачивания сырья. Высокий спрос на углеводороды объясняется холодной погодой в Центральной и Западной Европе. Как полагают эксперты, за оставшиеся полтора месяца 2024 года участники ЕС продолжат максимально наращивать потребление отложенного на зиму газа.
Как полагает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, в нынешних обстоятельствах европейцам и в будущем будет гораздо выгоднее закупать российских газ — по крайней мере, в тех ситуациях, когда такие сделки строго не возбраняются законодательством Евросоюза.
В ряде стран — например, во Франции, Венгрии и Испания — отчетливо понимают, что в условиях ужесточающихся санкций нужно по возможности продолжать поддерживать сотрудничество с нашей страной — может быть, не на государственном уровне, а пока в коммерческом секторе. Сделки с российскими поставщиками позволят им сохранять конкурентоспособность своей промышленности и сдерживать коммунальные тарифы для населения.
Другие участники Евросоюза, в частности Австрия, надеются обойтись без энергетической подпитки из России. На днях OMV, национальная компания этой страны, заявила, что перестанет платить за поставки, так как намерена взыскать с «Газпрома» около 230 млн евро, которые отсудила у нашей монополии в одном из арбитражей ЕС.
"В настоящий момент Евросоюз утверждает, что готов усилить санкционное давление на газовое сотрудничество с Россией, — рассуждает Правосудов. — Однако, судя по всему, новые ограничительные меры скорее навредят потребителям континента, нежели серьезно ударят по российской экономике. Как показывает практика, некоторые европейцы не только заинтересованы в поставках из нашей страны, но иной раз даже готовы сами предложить способы обхода санкций. В конце, а возможно в самый разгар отопительного сезона можно будет оценить, кто из стран Старого Света оказался прав: те, кто не стал прислушиваться к призывам о разрыве энергетических взаимоотношений с Москвой, или те, кто все-таки решил перестать закупать российское топливо".