Домой Экономика Соединить Москву

Соединить Москву

161
0

Содержание

Соединить Москву

Сергей Собянин на открытии участка до Открытого шоссе Северо-Восточной хорды. Фото: пресс-служба Стройкомплекса Москвы

Дорожное строительство в Москве ведется со скоростью около 100 км в год. За время работы на посту мэра Сергея Собянина, в столице построено 1000 км трасс – расстояние от Москвы до Петрозаводска, Самары или, если хотите, Ростова-на-Дону.

В 2020-м введено в эксплуатацию еще 115 км дорог.

Кто из нас не торчал в московских пробах! Кто не застревал на час по дороге в музыкальную школу при попытке попасть всего лишь в соседний район! А вечернее возвращение с работы? А все потому, что дорог в городе мало. Плотность улично-дорожной сети (УДС) – соотношение длины дорог и площади территории города – в столице явно недостаточна для комфортного передвижения.

Сравните: плотность УДС в Москве составляет 4,4 км/кв. км, в Лондоне – 9,3, в Нью-Йорке – 12,4, в Париже – 15,0.

Из-за радиально-кольцевой планировки Москвы, при видимом обилии дорог, из района в район приходится добираться «через центр» – по Третьему или Садовому кольцам. Или же ехать по МКАД, часть движения на которой все еще приходится на федеральный транзит. «Безлошадным» горожанам долгое время приходилось мыкаться по бесконечным пересадкам с автобусов на метро.

В общем не хватает столице «диагоналей». Кстати, в самом хорошо едущем городе Европы, Барселоне, важнейшая магистраль так и называется – проспект Диагональ.

Решение московский Стройкомплкекс нашел в строительстве системы хордовых магистралей. Сергей Собянин назвал строительство четырех хорд, которые будут пронизывать город по периферии, одним из ключевых проектов.

Это не кольцевые дороги с неизменными заторами на съездах. У хорд, которые ведут за пределы города, нет четкого начала и конца. Кроме того, они стыкуются с основными магистралями, делая транспортную инфраструктуру города разумной и удобной. Пересекаясь друг с другом, хордовые дороги образуют еще один «круг» между ТТК и МКАД. Но при этом сами хорды будут самостоятельными бессфетофорными трассами.

Всего это четыре магистрали длиной до 106 км, которые свяжут более семидесяти районов столицы.

И разогнаться уже есть где! Полностью завершено строительство Северо-западной хорды, сданы 2/3 Северо-восточной хорды и почти вся Южная рокада, активно строится Юго-восточная хорда.

Каждая из этих магистралей разгрузит вылетные дороги, то есть все шоссе, с которыми они встречаются, ТТК и МКАД на 15-25%, избавляя автомобилистов от мучительных пробок и лишних крюков.

Инициатор развития улично-дорожной сети Москвы – мэр города Собянин, который лично курирует возведение ключевых объектов. Непосредственным исполнителем выступает столичный Стройкомплекс, возглавляемый заместителем мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андреем Бочкаревым. Проектированием же занимаются профильные институты, в числе которых вовлеченная в реализацию всех четырех хорд группа компаний «Моспроект-3». Руководит этим холдингом Анна Меркулова.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Несите ваши денежки»: как будет работать программа долгосрочных сбережений граждан

В середине прошлого десятилетия «Моспроект-3» стал инжиниринговым центром, объединив в себе одноименный ГУП, а также Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования (АО «МНИИТЭП») и АО «Моспромпроект». Эти компании консолидировали компетенции в проектировании дорог, метрополитена, транспортно-пересадочных узлов и прочих сложных объектов жизненно важной инфраструктуры города.

– Сегодня наша команда работает сразу над несколькими участками Юго-Восточной хорды, – приводит пример Анна Дмитриевна. – Разработать типовое решение в застроенном мегаполисе невозможно. На одном только пресечении с Волгоградским проспектом эта автомагистраль дважды пересекает железную дорогу и открытые участки метрополитена, дважды проходит над тоннелями метро. Все эти сложности находят оптимальное отражение в проектных решениях – например, фундаменты каждой опоры приходится прорабатывать индивидуально.

Московская кольцевая автодорога тоже развивается с участием «Моспроект-3». Масштабную реконструкцию МКАД провели еще в девяностых. Трассу расширили до пяти полос в каждую сторону, построили новые мосты, установили разделительные отбойники с фонарями, увеличили эстакады и развязки, установили шумозащитные экраны, пешеходные мосты, и даже тоннели для миграции животных в районе Лосиного острова.

Новшеств хватило на десяток лет. И кольцевая, с ее «клеверными» развязками, опять встала. Ничего удивительного: количество машин за это время увеличилось на треть.

С приходом на должность мэра Сергея Собянина началась новая эпоха реконструкции МКАД. В 2011 начали модернизировать «клеверы», возводить на них направленные съезды, эстакады и тоннели разделяющие транспортные потоки.

И тут не обошлось без ГК «Моспроект-3». Примечательно, что модернизацией устаревших развязок Анна Меркулова начала заниматься еще до того, как возглавила проектный центр. Молодой инженер стала автором первых проектов. В статусе же руководителя «Моспроект-3» ей приходится разрабатывать такие решения, как, например, многоуровневая Бусиновская развязка, самая технологически-сложная на МКАД и первая пятиуровневая развязка в стране.

Еще одна задача Стройкомплекса – создание транспортного каркаса Новой Москвы. Он будет базироваться на существующих и строящихся магистральных трассах: Киевском и Калужском шоссе, МКАД, ЦКАД, а также хордовых соединениях, дублирующих основные трассы и обеспечивающих проезд к существующим и будущим кварталам. Как рассказал глава департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин, реализация проекта увеличит плотность улично-дорожной сети в ТиНАО, что позволит значительно снизить коэффициент загрузки дорог.

Здесь авторству «Моспроект-3» принадлежат проекты реконструкции железнодорожных переездов со строительством путепроводов. Один из них связал Боровское и Киевское шоссе. Команда Меркуловой также подготовила реконструкцию железнодорожных переездов на Павелецком и Курском направлениях. Строительство эстакад можно сказать конек холдинга: «подкова» у платформы Переделкино, еще в 2018 году признана одним из лучших объектов в области строительства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Отключение от мира: чем еще грозит России блокировка SWIFT

Кстати, именно за эффективную работу с путепроводами Марат Хуснуллин, еще в бытность заммэра города, отмечал Меркулову: создаваемые по ее проектам железнодорожные переезды позволяют существенно экономить столичный бюджет.

Вылетные магистрали, которых в городе 19, больше всех «любят» дачники. Особенно в пятницу вечером, пытаясь выехать на лоно природы. Хорошая новость в том, что дорог ведущих за город становится больше.

Уже сдан и поехал Южный дублер Кутузовского проспекта, получивший название Проспект Генерала Дорохова, и строится Северный дублер. Еще одну вылетную магистраль в «Моспроект-3» проектируют на перегруженном юго-востоке столицы. Дублер Люблинской улицы, длиной 15 км, пройдет от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе и разгрузит саму Люблинскую улицу, а также Волгоградский проспект.

Но вернемся к Кутузовскому. Северный дублер проспекта – полностью проект «Моспроект-3». Работа над ним примечательна использованием «технологий будущего» – BIM-проектирования (Building Information Modeling). Для стороннего взгляда технология информационного моделирования – запредельное чудо, превращающее плоский абрис в объемное изображение с мельчайшими деталями инфраструктуры и учетом материалов, из которых эти детали сделаны. Для специалистов «Моспроект-3» – рабочий инструмент, заменяющий километровые чертежи.

– Нарастить мощность проектирования помогла технология информационного моделирования, – рассказывает Анна Меркулова. – Алгоритмы машинного обучения, то есть искусственного интеллекта, способны не только заменить бумажные чертежи, но и самостоятельно определять риски, предлагать решения из библиотеки инфраструктурных элементов, использовать нормативные документы, учитывать рельеф местности и действующие коммуникации. BIM-технология доступна не только проектировщикам, но и бригадирам на строительных площадках.

За погружение команды в супер-технологию «Моспроект-3» удостоен звания «BIM-лидер в инфраструктуре» от компании Autodesk. Впрочем, у строителей и проектировщиков современной транспортной инфраструктуры столицы есть множество ведомственных и государственных наград. Так, и глава Стройкомплекса Андрей Бочкарев, и гендиректор «Моспроект-3» Анна Меркулова являются кавалерами ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Анна Меркулова на вручении ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Совершенствование столичной дорожной сети – процесс бесконечный и многогранный как сама жизнь. Сотрудники Стройкомплекса при личном кураторстве мэра Собянина работают над ним рука об руку с талантливыми инженерами-проектировщиками. Используя в процессе и мировой опыт, и новейшие технологи. В результате строительство идёт ускоренными темпами: и хордовая система, и реконструкция развязок МКАД, и работа над дублерами вылетных магистралей, в том числе на территории Новой Москвы, должны быть завершены уже в 2023 году.