Домой Экономика Россияне на треть увеличат предновогодние расходы: в чем причина

Россияне на треть увеличат предновогодние расходы: в чем причина

210
0

В среднем на подарки и праздничный стол может уйти по 25 тысяч рублей

  Праздник к нам приходит специфический – с отчетливым вирусным привкусом. Тем не менее, россияне намерены устроить пир во время ковида, потратив на празднование Нового года в среднем по 25 тысяч рублей. Это на треть больше, чем они планировали в 2019-м. Ну не парадокс ли: пандемия подкосила доходы, у людей объективно поубавилось денег, в ноябре резко подорожали продукты, однако народ, судя по всему, нисколько не смущен? Эх, гулять так гулять! – таков сейчас доминирующий настрой. Но во что он выльется в конечном счете – тоже вопрос. 

Россияне на треть увеличат предновогодние расходы: в чем причина

Фото: Наталия Губернаторова

    Шампанское, мандарины, оливье, селедка под шубой, петарды, подарки родным и друзьям, — в прошлом году на все эти новогодние атрибуты население собиралось потратить 19,3 тысячи рублей. Однако заранее намеченный праздничный бюджет оказался превышен: итоговая сумма составила в среднем 24,6 тысяч. Таким образом, если сопоставлять с планами на 2021-й год, расходы вырастут менее чем на 2%. Опять же, при условии, что россиянам удастся удержаться в рамках бюджета в 25 тысяч, отмечено в исследовании «Новый год и Рождество-2021», подготовленного компанией Deloitte. 

    При этом, люди планируют сократить расходы на подарки – с 11 тысяч рублей в прошлом году до чуть более 10 тысяч, одновременно увеличив траты на новогодний стол – с 10 тысяч до 11 тысяч. В результате доля презентов в бюджете снизится с 45% до 40%, а доля угощений, напротив, вырастет с 41% до 44%. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Провал политики импортозамещения: все больше россиян считают контрсанкции злом

     Между тем, по данным ВЦИОМ, в прошлом году россияне потратили на празднование Нового года в среднем по 14,4 тысячи рублей – на 4% больше, чем годом ранее. Из этой суммы на еду и напитки ушло 4,7 тысячи, а на подарки родным и близким – 5,5 тысячи. В подарок граждане чаще всего получали конфеты, спиртное и деликатесы (27%), а также парфюмерию и косметику (25%).  

   Намерения увеличить праздничные расходы во многом вынужденные, и связаны с ростом цен, главным образом, на продукты питания, поясняет заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее словам, в среднем новогодний стол обойдется российской семье в 3700 рублей – на 32% больше, чем в прошлом году, когда траты составили 2700 рублей. Сейчас лидерами и драйверами подорожания являются сахар, овощи и фрукты, подсолнечное и сливочное масло. То есть, практически все то, без чего не обходится ни один праздник, тем более Новый год. Единственным «утешением», хотя и сомнительным, может послужить то обстоятельство, что цены на спиртные напитки подросли незначительно (за 11 месяцев — на 2,7%), а на некоторые виды импортного алкоголя, в основном премиального, даже снизились. 

    Никакого парадокса в том, что наши люди неизменно, при «любой погоде» демонстрируют щедрые траты в канун Нового года, нет. Конечно, рассуждает Мильчакова, пандемия внесла свои коррективы в эту давнюю традицию: к примеру, в крупных городах в новогоднюю ночь не будут работать рестораны. Но зато люди смогут расслабиться дома в кругу семьи. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  СМИ: Поляки захотели вернуть российскую нефть

     Несмотря на склонность россиян к экономии, усиленную коронакризисом, их расходы на праздничный стол неминуемо увеличатся. Причина проста – рост цен на продукты, в ноябре составивший 6,16% в годовом выражении, отмечает исполнительный директор «Инвестиционно-Аграрного Фонда» Марина Строгая. В частности, напоминает эксперт, сахар подорожал на 65%, подсолнечное масло – на 24%, крупы и бобовые – на 21%, макаронные изделия – на 11%, яйца – на 8%, хлеб – на 7%.  Фото: Иван Скрипалев

    Подоплека у нынешних настроений – скорее, психологическая и социальная, нежели финансовая, утверждает доктор экономических наук Игорь Николаев. Люди просто-напросто устали сидеть в домашних четырех стенах, пребывая в постоянном напряжении и страхе перед болезнью, увольнением, сокращением зарплаты…. Понимая, что пандемия может не скоро закончиться, что впереди по-прежнему неизвестность, они используют Новый год как прекрасный повод расслабиться. И если состояние семейного бюджета большинства наших граждан требует экономии на празднике, то, так сказать, состояние души того же большинства жаждет гульнуть, как в последний раз. Если не в новый год, то когда еще?! 

    К слову, если рассмотреть зарубежный опыт в плане расходов на празднование Нового года (и Рождества), то картина, согласно исследованию Deloitte  такова. Средний американец тратит на подарки и еду в пересчете на рубли 132 тысячи, каждый австралиец – 60 тысяч, датчанин – 47 тысяч, француз – 45 тысяч, немец – 32 тысячи. Так что мы еще очень даже экономны!