Домой Экономика Рестораны обязали ввести ограничения на импортные вина: стоит ли волноваться

Рестораны обязали ввести ограничения на импортные вина: стоит ли волноваться

10
0

«Всё равно выбирают просекко, а не российские игристые» Поделиться

Российских винолюбов-патриотов ждут перемены – больше не придется задаваться вопросом: «Где же попробовать отечественное вино?» В ноябре 2024 года Росстандарт утвердил разработанный в Роскачестве ГОСТ на винные карты в кафе и ресторанах — теперь заведения должны будут иметь в винной карте не менее 20% отечественных вин, чтобы соответствовать стандарту. Правда, пока что этот ГОСТ носит рекомендательный характер, но тенденция красноречивая.

Рестораны обязали ввести ограничения на импортные вина: стоит ли волноваться

Фото: Лилия Шарловская

Для большинства винодельческих стран – если Россия хочет считать себя винодельческой страной – такая ситуация вполне естественна. Более того, только она и естественна. В Италии, Испании или Франции можно, конечно, поискать в меню ресторанов импортные вина, но посмотрят на такого клиента с недоумением. Да и винная карта будет выглядеть примерно так: сперва длинный-длинный список итальянских вин, и только в самом конце небольшой раздел – «вина других стран». Популяризация вина родной страны – идея хорошая и здравая, и стремление познакомить посетителей кафе и ресторанов с отечественным виноделием можно только приветствовать.

Важный вопрос – цена. Вино в России дорожает. Еще в июле 2023 года правительство России повысило ввозные пошлины на вина из недружественных стран почти вдвое – до 20% (вместо 12,5%), но не менее 1,5 доллара за литр. Вполне естественно, что на фоне дорогих импортных вин больший интерес вызывают отечественные.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В России заговорили о взлетевших доходах теневого рынка продажи спиртного

Заметит ли среднестатистический потребитель этот ГОСТ? Вряд ли, потому что на практике мало что изменится. Разбираем по пунктам. Что такое 20%? Это значит, что при винной карте из 10 позиций российскими должны быть две. Это, во-первых, немного, а во-вторых, в подавляющем большинстве ресторанов это уже так (а где-то и еще больше). Отечественные вина должны стоять первыми в карте? Чаще всего это так и есть всего лишь потому, что российские вина зачастую дешевле импортных, а карты выстроены по принципу возрастания цены.

Что еще подразумевает ГОСТ? В винной карте должно быть название производителя, виноградо-винодельческой зоны (ЗГУ или ЗНМП), страны происхождения, год урожая, а также объем и стоимость продукции. Тоже ничего сверхъестественного: мол, вино красное сухое, название такое-то от винодела такого, сорт каберне совиньон, Крым, Россия, 2023 год, стоит 1500 рублей за бутылку 750 мл. Всё как всегда.

Стандарт вступает в силу с 1 апреля 2025 года — это значит, что примерно к Новому году надо ожидать разъяснений по рекомендательному или обязательному характеру ГОСТа и возможных изменений в законодательстве.

— Пострадать в этой ситуации могут рестораторы, которые работают с национальными кухнями и заботятся об аутентичности. Допустим, есть некое заведение греческой кухни и у него в меню всего 5-7 позиций греческих вин, тщательно отобранных и хорошо подходящих к блюдам, — рассказал «МК» представитель одной из фирм-дистрибьюторов алкоголя на условиях анонимности. — И что, специально добавлять бутылку российского вина? Для галочки? Вот тут могут быть проблемы, если ГОСТ станет обязательным. Но для среднестатистических кафе и ресторанов я сложностей не вижу. Наоборот, российские вина сейчас в тренде, так что многие предлагают своим гостям выбирать не между итальянским и французским, а между винами Кубани и долины Дона.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Глава «Аэрофлота» подвел итоги года компании и рассказал о планах на 2023

Куда большей проблемой собеседник «МК» считает популяризацию российских вин как таковую – по его словам, стереотипы и предубеждения всё ещё слишком сильны.

— Рестораны можно обязать ставить в винную карту 20% отечественных вин, но никого нельзя обязать заказывать именно их. А я убежден, что многие по-прежнему предпочтут любое итальянское просекко любому российскому игристому, даже если то будет дешевле. Это стереотипы, и работаем мы с ними очень медленно. Пока что российское вино – это скорее для знатоков и ценителей, — добавил собеседник «МК».

Еще одна проблема — снижение конкурентности, которое неизбежно возникает при любом квотировании. Если раньше российские виноделы могли стремиться попасть в винные карты ресторанов (и, соответственно, производить более качественный товар), то так они будут уверены, что попадут туда даже без особых стараний. И вот это уже может отразиться на вкусе вин.