Какие еще испытания выпадут на многострадальный экспортный проект России
Многослойный политический, экономический, энергетический сюжет вокруг строительства российского экспортного газопровода «Северный поток-2» (СП-2), безусловно, стал одним из топовых в уходящем году. Прокладка последнего участка сырьевого маршрута, остановленного ровно год назад из-за угроз Вашингтона наложить санкции на партнеров «Газпрома», возобновилась лишь в середине декабря. До этого корабли, давно готовые приступить к работе, не один месяц проводили в Балтийском море труднообъяснимые маневры, то ли в поисках самой совершенной дислокации для укладки трубы, то ли в попытке запутать американцев — на кого накладывать новые санкции. Помимо морских просторов столкновения продолжаются и на политической арене — дипломаты США, объявившие о намерении «вбить кол в сердце» столь нелюбезного им газового проекта, сошлись в ожесточенной дуэли с коллегами из Германии, компании которой материально заинтересованы в завершении строительства СП-2.
В результате, по прогнозам экспертов, труба, которая уже давно могла бы поставлять «голубое топливо» в Европу, будет достроена не ранее середины будущего года, а функционировать начнет и вовсе через год — в лучшем случае.
Баржа «Фортуна».
Ход прокладки газопроводного маршрута «Северный поток-2» уже давно напоминает боксерский поединок. Только в этом спарринге участвуют не два, как обычно, а сразу несколько противников. В одной команде выступает российский «Газпром» и его европейские партнеры, вложившие в строительство около $5 млрд; в другой — США, которые собираются «потопить» проект и заполнить страны ЕС собственным топливом. Также на ринге находятся: Украина, теряющая в результате введения трубопровода в эксплуатацию миллиарды долларов из-за сокращения транзита российского газа; Германия, благодаря СП-2 не только на десятилетия вперед решающая свои собственные газовые проблемы, но и превращающаяся в мощнейший европейский хаб; Польша и прибалтийские государства, рассчитывающие нажиться на поставках американских энергоресурсов в Европу. В этих условиях завершение строительства газопровода рискует оказаться только предварительным этапом противостояния за господство на мировом энергетическом рынке, в продолжение которого каждая из сторон будет наносить врагу жестокие удары или готовиться к самому болезненному реваншу.
День 11 декабря 2020 года, несомненно, войдет в историю многострадального российского газопровода. Как сообщила компания — оператор проекта Nord Stream-2, в этот день трубоукладочная баржа «Фортуна» приступила к прокладке труб на недостроенном 2,6-километровом участке в территориальных водах Германии. Агентство Bloomberg, которое трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране, констатировало, что России удалось продолжить прокладку газопровода, несмотря на все попытки США заблокировать проект.
По информации Федерального ведомства по судоходству и гидрографии Германии, 170-метровая крановая баржа «Фортуна» под российским флагом с 12-точечной системой позиционирования будет укладывать трубы до 31 декабря в южной части Балтийского моря, в районе между мелководьем Адлергрунд и отмелью Одер.
О том, что будет происходить дальше, в свою очередь сообщило Морское управление Дании. Все та же «Фортуна» 15 января 2021 года приступит к укладке труб по двум параллельным веткам газопровода в исключительной экономической зоне Дании. По оценкам аналитиков, работы займут три-пять месяцев, если процессу не помешают новые санкции США и зимние шторма на Балтике.
«Фортуне» будут помогать два судна обеспечения — «Мурман» и «Балтийский исследователь». Участок протяженностью 147 километров, на котором с января предстоит уложить трубы, пролегает к югу от датского острова Борнхольм и должен быть состыкован с другой секцией — со стороны Германии. Кстати, сухопутная часть СП-2 уже построена и полностью готова к вводу. Об этом сообщила на днях генеральный директор «Газпромэкспорта» Елена Бурмистрова.
Разрешение на достройку и эксплуатацию газопровода в своей экономической зоне Дания выдала еще 1 октября. Ранее она смягчила требования к проекту, разрешив судам с якорным позиционированием (а «Фортуна» относится именно к такому типу) участвовать в работах. Вокруг судов будет создана временная запрещенная для мореплавания зона — по 200 метров с каждой стороны рабочей полосы, говорится в сообщении датского Морского управления. Принципиальный момент: прошедший модернизацию трубоукладчик с динамической системой позиционирования «Академик Черский», на который «Газпром» долгое время возлагал основные надежды, оказался пока не у дел.
Тем временем страсти по СП-2 бушуют не только в акватории Балтийского моря, но и в высоких кабинетах политических деятелей разных стран. Особенная активность, что неудивительно, проявляется в Вашингтоне, Берлине и Москве.
После того как стало известно, что российские суда оперативно приступили к завершению маршрута СП-2, США активизировали дипломатический прессинг проекта, даже не дожидаясь инаугурации Джо Байдена. Исполняющая обязанности посла США в Германии Робин Куинвилл заявила, что газопровод является «не экономическим, а политическим инструментом Кремля» и способствует «разделению Европы». По ее словам, если страны Старого Света, и в первую очередь Германия, наложат мораторий на укладку последнего отрезка трубы, то это для европейцев послужит «четким сигналом», позволяющим в будущем более не мириться «со злонамеренным поведением России».
В ответ представитель минэнерго ФРГ Анна Софи Айхлер заявила, что Германия не признает экстерриториальные претензии, которые могут быть направлены против фирм, участвующих в строительстве СП-2. «Мы отвергаем возможные санкции, так как не считаем их совместимыми с международным правом», — отметила она.
А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова вспомнила историю. «Российская труба, куда, когда и как бы она ни шла, какими бы договорами она ни была легитимизирована, вызывает у США десятилетиями одну реакцию — политической агрессии и незаконного противодействия», — отметила Захарова.
Как полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, Соединенные Штаты идут на серьезный риск, накаляя политическую обстановку вокруг СП-2. Ссорясь с Берлином, Вашингтон может наступить на собственные грабли, поскольку для большинства немецких политиков, избирательные кампании которых спонсируются компаниями, уже вложившими свои средства в СП-2, завершение его строительства является делом принципа. «Дело даже не в потраченных деньгах — если немцы пойдут на поводу у заокеанских советчиков, то нанесут ущерб собственной экономике, поскольку энергоресурсы, которыми Вашингтон собирается наполнить европейский рынок, обойдутся вдвое дороже. Пострадает политическая репутация первых лиц Германии: если они будут слепо следовать предупреждениям из США, их страна превратится в марионетку, подчиняющуюся внешнему манипулированию», — объясняет политолог.
Тем не менее Вашингтон грозит продолжить вводить санкции против «Северного потока-2» вплоть до «победного» (с его точки зрения) конца — пока строительство последней ветки газопровода не будет окончательно остановлено, а сам проект навсегда похоронен в водах Балтийского моря. Санкции против СП-2 уже давно стали важным элементом внешней и даже внутренней политики США. Сенаторы, дипломаты, представители администрации президента постоянно спекулируют на обвинениях России в попытке захвата европейского энергетического рынка. Как заявил на днях заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Кристофер Робинсон, уже принятые ограничения в отношении СП-2 «работают» и необходимо продолжить «прекращение и сдерживание пагубного влияния России» в первую очередь на энергетический рынок Европы. «Мы остановим этот трубопровод», — пообещал высокопоставленный американский политик.
Новые американские санкции могут усложнить завершение строительства «Северного потока-2», признал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. Тем не менее Россия и европейские партнеры намерены закончить проект, добавил он. Американские санкции против СП-2 прописываются в оборонном бюджете США с прошлого года. Документом на 2020 год, принятом в прошлом декабре, вводятся ограничения против компаний, участвующих в строительстве. Из-за этого из проекта в начале текущего года вышел подрядчик Allseas, после чего возведение трубопровода было заморожено.
Тем временем в проект оборонного бюджета США уже на 2021 год вновь включены санкции против СП-2. Документ одобрили конгресс и сенат, но его не подписал действующий президент Дональд Трамп, воспользовавшись правом вето. Однако право вето парламент может отменить: голосование по этому вопросу в палате представителей назначено на 28 декабря. Как следует из проекта оборонного бюджета, под санкции попадут компании, которые способствуют продаже, аренде или предоставлению трубоукладчиков, а также фирмы, предоставляющие услуги и средства для модернизации или установки оборудования на такие суда.
«Иными словами, документ предусматривает санкции в отношении судов и компаний, занятых на строительстве, а также накладывает ограничения на сертификацию оборудования, работ и самого трубопровода. Без сертификации работы по строительству не могут быть продолжены, и запуск «Северного потока-2» в эксплуатацию невозможен, — поясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Сейчас администрация США очень внимательно следит за перемещениями трубоукладчика Oceanic 5000, который находится в данный момент на Канарских островах. По мнению США, это судно может быть использовано для работ в датских водах на строительстве СП-2».
Впрочем, для завершения строительства любому трубоукладчику нужно пройти сертификацию, чему как раз и могут помешать новые американские санкции. Осенью из проекта, не дожидаясь официального введения санкций, уже вышла норвежская сертифицирующая компания Det Norske Veritas.
«Строительство может быть завершено, если суда-трубоукладчики («Академик Черский» или другое предназначенное для этого судно) получат сертификаты на проведение работ. Но пока нет информации о компаниях, которые могут предоставить такие документы. Иностранные фирмы, после выхода норвежской компании-сертификатора из проекта СП-2, пока не заявляют о своей готовности дать нужные разрешения судам», — добавил Артем Деев.
Хотя американские санкции в отношении СП-2 никто не отменял, «Газпром» явно настроен сделать все от него зависящее, чтобы поставить точку в работах, выполненных на данный момент более чем на 90%, рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Понятно, что «Фортуна» будет продвигаться довольно медленно, поскольку этой барже (в отличие от «Академика Черского»), чтобы укладывать нитку и сваривать ее сегменты, приходится постоянно ставить якоря. Кроме того, море в это время неспокойно. По прогнозам эксперта, работать в датских водах судно будет от трех до пяти месяцев, потом еще пару месяцев продлятся испытания, и еще месяцев пять-семь понадобится на разного рода юридические и технические согласования в ЕС. Получается, что реальное функционирование газопровода может начаться лишь где-то через год.
Впрочем, особо торопиться «Газпрому» сейчас уже некуда: вот если бы «Северный поток-2» был достроен до начала 2020 года, тогда можно было не подписывать новый пятилетний транзитный договор с Украиной. По нему мы обязаны прокачать в текущем году 65 млрд кубометров газа, в следующем — 40 млрд.
На новые санкционные законопроекты, готовящиеся в США, сегодня оглядываются скорее европейцы, нежели «Газпром». Речь в них идет уже не о строительстве (как в прошлогоднем документе), а об обслуживании и вводе в эксплуатацию СП-2, напоминает Юшков. И тут все будет зависеть от того, как поведут себя европейские функционеры: не испугаются ли санкций Вашингтона, насколько они самостоятельны в своих действиях, готовы ли выдавать «Газпрому» все необходимые бумаги. К слову, «Северный поток-2» предназначен не только для немецкого рынка: газ пойдет транзитом через Германию вплоть до Австрии, в газораспределительный центр в Баумгартнере.
Что касается «Газпрома», то ему предстоит решить другой непростой вопрос — как вывести СП-2 из-под действия третьего энергопакета ЕС. Формально это комплекс антимонопольных мер, которые касаются морской части газопровода и запрещают одному поставщику загружать более 50% мощности трубы. В случае с СП-2 это 27,5 млрд кубометров из проектных 55 млрд. Пока есть намеки на то, что «Газпром» вместе с немцами хочет придать «Северному потоку-2» статус климатически важного для Европы проекта и тем самым обойти ограничение со стороны ЕС, рассказывает Юшков.
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский призывает не спешить ставить крест на проекте СП-2, как бы ни нарастало санкционное давление Вашингтона. «Максимум, которого сейчас может добиться администрация Трампа и впоследствии Байдена через экономические угрозы трубоукладчикам и поставщикам оборудования, — это затормозить введение нитки газопровода в эксплуатацию на год-полтора. У Европы слишком большой интерес к российскому газу, и он будет сохраняться ближайшие 10–15 лет до момента, когда страны смогут обеспечивать себя энергией из возобновляемых источников. Поэтому маловероятно, что строительство будет прекращено окончательно. Скорее всего, заинтересованным государствам придется вновь искать новых подрядчиков и трубопрокладчиков, а пока — замещать российский газ американским. Именно в этом и состоит основная цель санкций против «Северного потока-2», — подытожил эксперт.