Понадобился менеджер-универсал
Отставка главы Пенсионного фонда (ПФР) Максима Топилина абсолютно закономерна. Равно как – приход на его место Андрея Кигима, который без малого восемь лет руководил Фондом социального страхования. Такую мысли высказали большинство опрошенных нами экспертов. Свою мысль они обосновывали двумя факторами.
Фото: kremlin.ru
Во-первых, не за горами намеченное слияние государственных внебюджетных фондов в некий глобальный институт «социального казначейства», во главе которого потребуется не политик, а опытный финансовый менеджер. Во-вторых, Топилин, в недавнем прошлом глава Минтруда, был неплох именно как министр, но вот с управлением ПФР справился не вполне.
Распоряжение относительно отставки Топилина и назначения Кигима подписал 12 февраля премьер Михаил Мишустин. В карьере нового шефа Пенсионного фонда обращает на себя внимание мощная финансовая составляющая. С 1991 года он работал на различных должностях в Сбербанке, с 1998-го – в компании «Росгосстрах» финансовым директором, с 2000-го – в Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству (замруководителя). С 2004 года Кигим – исполнительный директор, а затем президент Российского союза страховщиков. С марта 2013-го по сегодняшний день – глава Фонда соцстраха.
Очевидно, что случившееся не имеет чисто кадровой подоплеки. Это не ротация, не банальная смена одного чиновника на другого по неким личностно-конъюнктурным причинам. Похоже, Топилин как управленец не соответствовал масштабу тех задач, которые государство в целом и премьер Мишустин в частности ставили и ставят перед Пенсионным фондом. Масла в огонь подлила и грядущая оптимизация ПФР.
Возглавляя в свое время Минтруд, Топилин курировал и ПФР, и Фонд социального страхования, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, формально это организации более низкого уровня, однако обе имеют предельно жесткую, по сути, военизированную внутреннюю систему управления. Обе располагают колоссальными материальными ресурсами и IT-мощностями (серверы, базы данных), обе заточены на быстрое и качественное оказание услуг населению. Все это вместе кратно превосходит по сложности административно-бюрократический механизм Минтруда.
И ПФР, и Фонд соцстраха – фактически финансовые корпорации, а не ведомства, как Минтруд. С абсолютно разными функционалом, степенью ответственности, требованиями к дисциплине, отчетностью. На взгляд Зубца, с чисто чиновничьей ролью руководителя Минтруда Топилин в целом справлялся, но когда его отправили этажом ниже, в «кочегарку» ПФР, выяснилось, что он не вполне пригоден к столь многогранной, требующей порой нестандартных подходов, черновой работе.
Что касается планируемого слияния Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медстрахования в институт «социального казначейства», то Зубец не находит этому внятного объяснения. Ясно лишь, рассуждает собеседник «МК», что в этой ситуации лучше проявит себя менеджер-универсал, способный в равной степени использовать на всех своих постах кнут, пряник, а заодно – и кочергу. Такой как Андрей Кигим.
Реформа ПФР может начаться уже в ближайшие месяцы, поскольку в нацплане восстановления экономики РФ текущий год указан как год создания института «социального казначейства», напоминает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. По его словам, на основе этой структуры, которая вберет в себя ресурсы трех государственных внебюджетных фондов, власти намерены повысить адресность социальных трансфертов – при помощи новейших IT-технологий. Вероятно, предполагает Масленников, Топилин почувствовал, что в новые реалии никак не вписывается. «В перспективе такой переход потребует эффективных технических навыков управления, которыми как раз может обладать Андрей Кигим. Как известно, сфера социального страхования — это понятная для него стезя, а в будущем может появиться необходимость оптимизировать деятельность ПФР», — говорит эксперт.
Такого рода кадровые решения планируются заблаговременно, утверждает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов . «Еще с прошлого года обсуждается тема объединения двух фондов – ФСС и ПФР. На первых этапах организационных процессов, необходимо уделить внимание технической стороне реорганизации. Важно скоррелировать две системы учета данных, разобраться с офисами, поменять функционал и создать технологию единого окна для объединенного фонда. Вероятно, в правительстве решили, что Андрей Кигим более подготовлен для решения этих задач. Видимо, показательным стал проект реализованный Фондом соцстраха проект «Электронный больничный. Кигим обладает хорошими профессиональными навыками и стратегически понимает необходимость внедрения современных технологий», — говорит наш собеседник.
«В нынешних условиях финансовой нестабильности назначение Андрея Кигима вполне оправдано. Он хорошо знаком с финансами, работал в банковской и страховой системе. То есть он определенно понимает, как деньгами управлять», — комментирует назначение завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им.. Плеханова Руслан Абрамов. Кроме того, эксперт напоминает, что Кигим долго руководил ФСС, а сейчас в приоритете правительства именно социальная составляющая. «Это как бы реверанс в сторону населения, которые недовольны пенсионной реформой. Сегодня пришел человек, который социальную составляющую выдвинет на первый план и пенсионное страхование получит дальнейшее развитие», — надеется эксперт.