Домой Экономика Налог на блогеров: эксперты раскритиковали предложение ввести сборы для соцсетей

Налог на блогеров: эксперты раскритиковали предложение ввести сборы для соцсетей

176
0

Как отличить рекламу от частного мнения

Западные интернет-платформы типа Facebook, YouTube, Instagram, Twitter могут обязать выплачивать подоходный налог за российских блогеров, зарабатывающих на рекламе в соцсетях. Инициатива исходит от Минцифры, а соответствующий законопроект будет готов к середине 2021 года. По словам опрошенных «МК» экспертов, задумка попахивает утопией: основная масса блогеров работает через серые схемы, и их доходы нигде не отражаются. Кроме того, никто не знает, как определить грань между рекламой и личным мнением человека.

Налог на блогеров: эксперты раскритиковали предложение ввести сборы для соцсетей

Фото: pixabay.com

Исполнителями проекта, направленного на поддержку отечественной IT-индустрии, назначены Минфин, Минэкономразвития и ФНС. По данным исследовательской компании BloggerBase, в 2020 году только видеоблогеры в России заработали около 18 млрд рублей. Спрос на их контент лавинообразно вырос из-за пандемии. Идея Минцифры в том, чтобы компенсировать выпадающие в результате налогового маневра доходы бюджета в объеме более 40 млрд рублей в год. Маневр предполагает снижение социальных взносов для IT-сферы с 14% до 7,6%, а налога на прибыль – с 20% до 3%.

В общем-то, государство замахнулось на гигантское непаханое поле. Заблудиться в нем очень легко, а вот отыскать вожделенное деревце с золотыми монетами вместо листьев – проблематично. Блогерам, у которых иностранные компании заказывают рекламу, деньги поступают в основном на личный счет: на долларовую карточку, либо на рублевый счет в банке. Такой платеж не трактуется банком или ФНС как коммерческий, его никто не отслеживает, если сумма меньше полумиллиона рублей. Как технически решить задачу налогового администрирования этого вольного рынка?

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Шри-Ланка запланировала погасить нефтяной долг Ирану чаем

Понятно, что власти ищут сейчас различные варианты пополнения федеральной казны: на фоне коронакризиса бюджеты различных уровней изрядно опустели. Однако, как полагает предприниматель, лидер общественного движения «Возрождение» Александр Чухлебов, нынешняя инициатива Минцифры не реализуема, и официальная мотивировка («в целях продвижения российских IT-технологий») ее не спасает. Большинство отечественных блогеров зарабатывает не через оформление контрактов, а посредством серых схем, позволяющих утаивать доходы. Кроме того, зачастую не реально отличить рекламу от личного мнения человека, выраженного в какой-нибудь реплике. По словам Чухлебова, идея Минцифры заведомо губительна, поскольку соответствующий закон развяжет руки налоговой инспекции и другим проверяющим органам: они будут стараться тем или иным образом блокировать либо пост, либо сам ресурс. А на поступлениях в бюджет это вообще никак не скажется.

Сейчас граждане самостоятельно уплачивают НДФЛ с доходов от иностранных источников. И вводить особый фискальный механизм для таких платформ как YouTube и Facebook, вряд ли целесообразно, отмечает партнер, исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. Более того, поясняет эксперт, российским гражданам выгодно официально декларировать доходы в своей стране с уплатой минимальных налоговых платежей. Например, при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с применением упрощенной системы налогообложения и уплатой налога в размере 6%. Другое дело, что можно ввести систему информирования иностранными соцсетями налоговых органов РФ – в случае выплаты каких-то сумм российскому налогоплательщику. Но осуществить это технически крайне непросто.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россиян готовят к подорожанию кофе и чая: диетолог посоветовала переходить на рожь

Мы видим попытку переложить функцию налогового агента на технологические площадки. Блогеры, получающие доход от рекламы, обязаны выплачивать НДФЛ. Но как понять, где реклама, а где личная позиция человека? Если в ролике засветился флакон шампуня Head&Shoulders, это не значит, что сюжет снят ради презентации бренда, рассуждает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Собственно, ситуация напоминает историю со сдачей квартир: поначалу все арендодатели не платили никаких налогов, но затем власти взялись за них, как за отрасль. Теперь же они грозит пальцем блогерам и иностранным соцсетям: мол, мы и до вас дотянемся. На взгляд Мариничева, искать здесь правых и виноватых бессмысленно, поскольку речь идет о конфликте интересов между тремя сторонами как минимум: государству нужны налоги от блогеров или соцсетей, в свою очередь, интернет-площадки пытаются урвать некий кусок пирога непосредственно у блогеров, а последние сопротивляются, не желая, чтобы им лишний раз залезали в карман.