Как отличить рекламу от частного мнения
Западные интернет-платформы типа Facebook, YouTube, Instagram, Twitter могут обязать выплачивать подоходный налог за российских блогеров, зарабатывающих на рекламе в соцсетях. Инициатива исходит от Минцифры, а соответствующий законопроект будет готов к середине 2021 года. По словам опрошенных «МК» экспертов, задумка попахивает утопией: основная масса блогеров работает через серые схемы, и их доходы нигде не отражаются. Кроме того, никто не знает, как определить грань между рекламой и личным мнением человека.
Фото: pixabay.com
Исполнителями проекта, направленного на поддержку отечественной IT-индустрии, назначены Минфин, Минэкономразвития и ФНС. По данным исследовательской компании BloggerBase, в 2020 году только видеоблогеры в России заработали около 18 млрд рублей. Спрос на их контент лавинообразно вырос из-за пандемии. Идея Минцифры в том, чтобы компенсировать выпадающие в результате налогового маневра доходы бюджета в объеме более 40 млрд рублей в год. Маневр предполагает снижение социальных взносов для IT-сферы с 14% до 7,6%, а налога на прибыль – с 20% до 3%.
В общем-то, государство замахнулось на гигантское непаханое поле. Заблудиться в нем очень легко, а вот отыскать вожделенное деревце с золотыми монетами вместо листьев – проблематично. Блогерам, у которых иностранные компании заказывают рекламу, деньги поступают в основном на личный счет: на долларовую карточку, либо на рублевый счет в банке. Такой платеж не трактуется банком или ФНС как коммерческий, его никто не отслеживает, если сумма меньше полумиллиона рублей. Как технически решить задачу налогового администрирования этого вольного рынка?
Понятно, что власти ищут сейчас различные варианты пополнения федеральной казны: на фоне коронакризиса бюджеты различных уровней изрядно опустели. Однако, как полагает предприниматель, лидер общественного движения «Возрождение» Александр Чухлебов, нынешняя инициатива Минцифры не реализуема, и официальная мотивировка («в целях продвижения российских IT-технологий») ее не спасает. Большинство отечественных блогеров зарабатывает не через оформление контрактов, а посредством серых схем, позволяющих утаивать доходы. Кроме того, зачастую не реально отличить рекламу от личного мнения человека, выраженного в какой-нибудь реплике. По словам Чухлебова, идея Минцифры заведомо губительна, поскольку соответствующий закон развяжет руки налоговой инспекции и другим проверяющим органам: они будут стараться тем или иным образом блокировать либо пост, либо сам ресурс. А на поступлениях в бюджет это вообще никак не скажется.
Сейчас граждане самостоятельно уплачивают НДФЛ с доходов от иностранных источников. И вводить особый фискальный механизм для таких платформ как YouTube и Facebook, вряд ли целесообразно, отмечает партнер, исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. Более того, поясняет эксперт, российским гражданам выгодно официально декларировать доходы в своей стране с уплатой минимальных налоговых платежей. Например, при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с применением упрощенной системы налогообложения и уплатой налога в размере 6%. Другое дело, что можно ввести систему информирования иностранными соцсетями налоговых органов РФ – в случае выплаты каких-то сумм российскому налогоплательщику. Но осуществить это технически крайне непросто.
Мы видим попытку переложить функцию налогового агента на технологические площадки. Блогеры, получающие доход от рекламы, обязаны выплачивать НДФЛ. Но как понять, где реклама, а где личная позиция человека? Если в ролике засветился флакон шампуня Head&Shoulders, это не значит, что сюжет снят ради презентации бренда, рассуждает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Собственно, ситуация напоминает историю со сдачей квартир: поначалу все арендодатели не платили никаких налогов, но затем власти взялись за них, как за отрасль. Теперь же они грозит пальцем блогерам и иностранным соцсетям: мол, мы и до вас дотянемся. На взгляд Мариничева, искать здесь правых и виноватых бессмысленно, поскольку речь идет о конфликте интересов между тремя сторонами как минимум: государству нужны налоги от блогеров или соцсетей, в свою очередь, интернет-площадки пытаются урвать некий кусок пирога непосредственно у блогеров, а последние сопротивляются, не желая, чтобы им лишний раз залезали в карман.