Домой Экономика Молоко из молока

Молоко из молока

154
0

Контрафакта в России должно стать еще меньше

Именно на это нацелена общенациональная программа цифровой маркировки товаров, стартовавшая в прошлом году. Начиная с конца января 2021 года цифровые коды будут все чаще появляться на упаковках молока, сыра и других молочных продуктов.

Первыми, кто попал в программу, стали участники рынка алкоголя, табака, обуви, фототоваров, шин и покрышек. В этом году к ним добавятся новые компании, в том числе производители молочной продукции.

Молоко из молока

Фото: pixabay.com

Причины интереса государства к этому сектору понятны: нелегальные производители умеют подделывать молоко и молочную продукцию не хуже (а, возможно, даже лучше), чем сложную технику и алкоголь. Только последствия от фальсификата могут быть более масштабными, поскольку молоко находится в числе товаров первой необходимости, а также – стабильным объектом закупок социальных учреждений, таких как больницы, школы и детские сады. Скандалы, связанные с некачественным питанием в этих организациях (они периодически случаются в различных регионах страны) зачастую связаны с контрафактом, который находят среди закупленной продукции. Как показывают проверки, молоко не только разбавляют – в нем могут найти антибиотики и даже гипс. С маркированным товаром, логистика которого будет прослеживаться на каждом этапе и фиксироваться в общей системе (оператор системы – Центр развития перспективных технологий), такого случиться не может, считают эксперты.

Исчезновение нелегальных производителей выгодно всем – государству, бизнесу и тем более потребителям. Первое таким образом может обеспечить прозрачность потоков продукции и увеличить собираемость налогов, второй — нарастить свою долю за счет вытеснения «серых» конкурентов. И, наконец, последние – получат гарантию качества вместе с каждым купленным товаром и возможность самостоятельной проверки с помощью приложения на телефоне (называется Честный знак).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россияне переплатили за ЖКХ миллиарды рублей: возможна ли компенсация

Для потребителей качество имеет большую ценность, особенно когда речь идет о продуктах питания, которые непосредственно влияют на здоровье. Судя по опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 73% россиян поддерживает внедрение маркировки, 47% респондентов считает, что маркировку необходимо использовать на продуктах питания, а четверть опрошенных с одобрением относится к нанесению кодов на молочную продукцию. При этом эксперты считают, что введение новых правил не приведет к росту цен. По словам руководителя центра отраслевой экономики Научно-исследовательского института Минфина РФ Инны Рыковой, сдерживание цен произойдет за счет вытеснения с рынка нелегальных производителей, это также может привести к снижению стоимости.

Впрочем, ответственные компании пока еще видят риски и для своего бизнеса, ведь использование перспективных технологий потребует новых инвестиций. Однако профильные министерства учли это обстоятельство. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, поскольку молочная продукция является сложной для нанесения цифровой маркировки, процесс перехода отрасли к работе в новых условиях был разбит на несколько длительных этапов. Первым стал этап добровольной маркировки, который и стартовал в январе этого года. По его условиям, в течение 11 месяцев участники проекта будут получать коды для маркировки бесплатно. Это позволит компаниям отработать необходимые бизнес-процессы и подготовиться к следующему этапу – обязательной маркировки, который начнется 1 декабря этого года. Окончательный переход в режим полной прослеживаемости продукции произойдет довольно нескоро – в конце 2023 года. Фермеры как наиболее уязвимая группа сельхозпроизводителей получили отсрочку. Они могут подготовиться к изменениям до 1 декабря 2022 года. При этом маркировка затронет только упакованную продукцию, небольших сельхозпроизводителей, торгующих в развес, она не коснется.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Чем грозит сокращение экспорта: будет негде хранить «лишнюю» нефть

Производители упаковки и типографии являются важным звеном всей цепи, поэтому в этот раз они имеют непосредственное отношение к программе. Причем, по мнению представителей ЦРПТ, их участие значительно уменьшит объем инвестиций производителей, которые будут получать упаковку с уже напечатанными кодами. На сегодня готовность присоединиться к проекту выразили 78 производителей упаковки и 19 типографий, имеющих возможность разместить на своих площадях необходимое оборудование. Эти компании производят упаковку почти для всех молочных компаний в стране и в соседних государствах.

Помочь бизнесу подготовиться позволит и ряд других мер. Так, Минсельхоз РФ обещает предоставить производителям льготные кредиты на приобретение кодов, обеспечение печати, техобслуживание оборудования для маркировки, а также закупку техники. Кроме этого, в министерстве говорят о возможности поставки оборудования для нанесения кодов на условиях лизинга. А ЦРПТ в 2020 году всем участникам подготовительного этапа устанавливал оборудование за свой счет.

Несмотря на то, что обязательная маркировка ждет производителей только во второй половине года, задуматься об этом стоит уже сейчас, считают участники рынка. Маркировка – процесс сложный и готовиться к ней надо заранее, считает генеральный директор завода «Галактика» Елена Духовская. По ее подсчетам, разработка технического решения занимает около трех месяцев – не считая его доработки на линии.

После начала обязательной маркировки подключиться к ней придется всем, включая тех, кто может сегодня зарабатывать на нелегальной продукции и выступать против этого нововведения.