Домой Экономика Эксперты «Недели ритейла» призвали к осознанному отказу от контрафакта

Эксперты «Недели ритейла» призвали к осознанному отказу от контрафакта

151
0

И объяснили, почему не надо покупать «реплики» и «аналоги»

Борьба с контрафактом на потребительском рынке давно стала глобальной проблемой. Однако универсальное решение найти пока не удалось нигде. Эксперты сходятся во мнении, что ключевую роль играет потребитель и его отношение. Каким образом можно убедить покупателей отказаться от приобретения нелегального товара, обсудили на тематической сессии Форума по борьбе с нелегальной торговлей Russian Retail Week.

Эксперты «Недели ритейла» призвали к осознанному отказу от контрафакта

Владлен Максимов, президент ассоциации малоформатной торговли. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ НЕДЕЛИ РИТЕЙЛА 2021

Безалкогольные напитки, одежда, продукты питания – проблема нелегального оборота касается этих и многих других категорий. Продажи контрабанды, фальсификата или контрафакта приносят огромные деньги международному криминала. Преступные группы игнорируя любые моральные нормы делают все, чтобы заработать на дешевой нелегальной продукции. Это особенно заметно на примере табачного рынка, сообщили участники мероприятия.

Доля «серых» сигарет в России достигла 10,7% в 1-м квартале 2021 года, как следует из результатов аналитического исследования, проведенного Kantar TNS. Сегодня драйвером роста нелегального табачного рынка в России остаются поставки из стран ЕАЭС.

Нелегальный табак можно встретить по всей стране. Стоимость контрафактной пачки составляет около 50-60 рублей, тогда как легальные сигареты не могут продаваться дешевле 108 рублей. Это единая минимальная цена на легальный табак, полностью вступающая в силу с 1 июля 2021 года. Но главное отличие в качестве. Низкая цена контрафакта достигается благодаря использованию дешевого, зачастую второсортного сырья, нарушении процесса производства, рассказал Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли. По словам спикера, недобросовестные конкуренты разоряют честную розницу, которая продает табак, соблюдая закон и установленные государством цены.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Эксперты оценили доклад Игоря Сечина о зеленой энергетике на ПМЭФ-2024

«Дисбаланс в акцизных ставках в России и странах ЕАЭС уже несколько лет стимулирует незаконный ввоз табака. После резкого повышения ставки в России на 20% ситуация усложнилась. Потребитель отказываться от курения не спешит, а денег у него больше не стало. Спрос на дешевые «серые» сигареты может повыситься. Потребитель часто не понимает, что стоит за этой мнимой экономией», – поясняет Максимов.

Сегодня у потребителя хватает возможностей, чтобы распознать табачный контрафакт или контрабанду. Помимо индикатора в виде минимальной цены, на каждой пачке в свободной продаже должен быть цифровой код. Проверить его можно через мобильное приложение «Честный знак». Сканирование покажет, держите ли вы в руках оригинальный продукт или это нелегальные сигареты.

Другой риск, который несет за собой рост теневого табачного рынка, – это стимулирование подросткового курения. «Исследования показали, что в 8 из 10 точках, где реализуют нелегальные сигареты, их готовы продавать несовершеннолетним. В ряде регионов несовершеннолетних и вовсе вовлекают в табачную контрабанду. Им говорят, что участие в противоправных действиях ничем не будет грозить, а за «работу» они получат много денег. К сожалению, это действительно завлекает подростков. Некоторых из них не отпугивает даже поимка, и они попадаются повторно», — рассказывает председатель Общественного совета по проблеме подросткового курения Светлана Чернышова. По мнению эксперта, для борьбы с этой проблемой нужно вести разъяснительную работу и раскрывать все негативные последствия участия в теневой торговле сигаретами.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как сэкономить на услугах ЖКХ: 10 лайфхаков от самого рачительного жителя

Еще один риск представляет торговля в интернете. Однако сеть можно использовать и для продвижения общественных инициатив. Например, портал «Стоп нелегальный табак», запущенный Ассоциацией нелегальной торговли. Это профильная площадка для информирования и мотивации всех заинтересованных сторон к активной борьбе с теневым рынком сигарет. Его аудитория — потребители, предприниматели, правоохранители, представители органов власти, которые обеспокоены риском растущего оборота нелегальных сигарет. На «Неделе ритейла» портал был открыто поддержан Минпромторгом.