Даже незначительное подорожание бьет по нашему карману
За бурными дискуссиями по сахару и подсолнечному маслу мы совсем забыли о традиционной русской еде – гречневой каше. За последние полгода она подорожала на 36%, но это ничто, в сравнении с 2010 годом, когда за одну ночь цена взлетела в три раза. Но теперь уже мы знаем, что в ближайший месяц-другой цены на нее подрастут в рознице еще на 15%.
Фото: pixabay.com
Минсельхоз, правда, призывает россиян не подвергаться унынию, мол, гречки на всех хватит. В 2020 году ее урожай почти на 15% превысил уровень 2019 года. Остаются еще и переходные запасы.
А чтобы уж совсем подстраховаться, то на период с 5 июня по 31 августа нынешнего года правительство ограничило экспорт гречки. В общем, от подорожания, тем более от дефицита, мы себя оградили со всех сторон.
Но так уж получается, что как только мы закрываем экспорт каких-то продуктов, они тут же начинают дорожать. Казалось бы, с чего?
Тысячи тонн не вывозим из страны, они на внутреннем рынке. И, как минимум, не должны дорожать, а по логике вещей, должны даже становиться дешевле, ведь предложение значительно увеличивается.
А некоторые аналитики так вообще считают, что решение правительства по ограничению экспорта «гречихи, крупы грубого помола из нее и гречневого зерна обрушенного» в перспективе приведет к дальнейшему подорожанию или вовсе к пустым прилавкам. Но куда она может испариться внутри страны?
Такой, видимо, у нас особый экономический путь. Нефть на мировых рынках дорожает – и бензин у нас дорожает. Нефть сильно дешевеет, а у нас на АЗС бензин все равно дорожает.
Но сейчас-то речь не о бензине, а о гречке: после картошки это уже наш третий хлеб. Если в кладовке не припрятано полмешка гречки, россияне чувствуют себя явно не в своей тарелке.
— Я уверен, что всплески подорожаний то на одно, то на другое – согласованная и организованная группой лиц акция, — считает Александр Бражко, глава федерального движения «За честные продукты». — Иначе нельзя взять и одновременно поднять цены на какой-то продукт на 15-20 или 50%.
— Предполагаю, что эти лица знают, как обойти законы, чтобы комар носа не подточил. Доказать юридический сговор крайне непросто. Но то, что процесс координируется, в этом я не сомневаюсь.
— Это уже состоялось. По статданным Федеральной налоговой службы, предыдущий рост цен на крупу на 10-15% приводил к падению объемов продаж на те же самые проценты.
— Фактически она остается в плюсе. Товара реализует меньше, но по завышенным ценам.
— На мой взгляд, правительство приняло верное решение. Но параллельно должно было разобраться с ситуацией в рознице. Если мы говорим, что хотим иметь справедливые цены на социально значимые продукты, то почему допускаем наценки на некоторые из них в 50 и более процентов? У ритейлеров один аргумент: подорожали транспортировка товаров, энергоносители, стали дороже хранение и обработка. И они не могут торговать себе в убыток. Но практически все продукты нужно и хранить, и доставлять, у всех одинаковые условия. А вот резко дорожают отдельные продукты. В чем разница? Нет ее.
Вообще, наша торговля превратилась не в то место, где можно поторговаться, высказать свое мнение, а в склад. Мы, как роботы, берем с полок какие-то товары и оплачиваем их в кассе. Никаких контактов с продавцом или с теми, кто заказывает товары, у нас нет. Все это выполняет автоматизированная информационная система.
Раньше в магазинах были книги жалоб и предложений, за прилавками стояли продавцы, возникали «диспуты» с покупателями – и по ценам, и по качеству. Эти сведения доходили до руководства магазинов, они что-то предпринимали, чтобы не сыпались жалобы от населения.
Сегодня никакой обратной связи с реальной жизнью нет. Может, владельцы супермаркетов даже и не подозревают, что слишком задирают цены? Что у людей попросту нет денег? Я, конечно, не столь наивен, но вдруг, если бы в сетях услышали глас народа, цены бы так быстро и не росли?
— Это вранье. Возможно, цены растут в абсолютных значениях. Но не относительно заработной платы. Если в 2000-е годы при средней зарплате в 20 тысяч рублей, на еду уходило 20% от бюджета, то на подорожание в 15% мы и внимания не обращали. В последние годы покупательская способность рубля сильно снизилась, две трети россиян тратят на еду больше половины своих доходов. Это не нормально, каждое, даже незначительное подорожание бьет по нашему карману.