«Придется урезать расходы на социальные статьи» Поделиться
История с дефицитом федерального бюджета все больше напоминает классический триллер с массой сюжетных развилок и абсолютно непредсказуемой концовкой. Минфин сообщил о недостаче по итогам января-февраля на сумму в 2,58 трлн рублей: до годового плана в 2,92 трлн — рукой подать. А ведь впереди еще целых десять месяцев. Государству в любом случае придется затыкать эту дыру или, по крайней мере, пытаться сдерживать темпы ее расширения. Но хотелось бы понять, откуда в казне возьмутся деньги, учитывая, что нефтегазовые доходы продолжают падать, и что средств ФНБ хватит явно не на долго.
Фото: Геннадий Черкасов
Хорошая новость в том, что февральский дефицит сократился вдвое по сравнению с показателем в январе, составив около 820 млрд рублей. Улучшение динамики в Минфине объясняют нормализацией поступлений оборотных налогов (в частности, внутреннего НДС) после временного спада в предыдущем месяце, который произошел из-за введения весной 2022 года ускоренного порядка возмещения НДС. Но это тактико-технический момент, так сказать. А вот долгосрочные обстоятельства оптимизма явно не внушают.
В частности, общие доходы казны за два месяца (3,16 трлн рублей) оказались на 25% ниже показателя за тот же период прошлого года. А нефтегазовые доходы отстали от уровня января-февраля 2022-го аж на 46%, составив 947 млрд рублей. Минфин в качестве первопричины называет удешевление нефти отечественной марки Urals и сокращение объемов экспорта природного газа. Нефтегазовые доходы в январе-феврале составили 2,21 трлн рублей, снизившись год к году на 9%. Что касается расходов бюджета, то они за два месяца добрались до впечатляющей отметки в 5,74 трлн рублей, превзойдя прошлогоднее значение января-февраля на 52%.
«Ситуация не может не вызывать беспокойства, — говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — При прогнозном показателе Минфина в 2,9 трлн рублей (2% от ВВП) на весь текущий год, столь высокие значения дефицита за январь-февраль чреваты значительным превышением над плановыми показателями доходов. Если динамика первых двух месяцев сохранится до конца года, недостача в государственной казне может составить от 6 до 9 трлн рублей (4-6% от ВВП). И тогда Минфину придется делать несколько малоприятных шагов одновременно — занимать по высоким процентным ставкам, использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), наконец, секвестрировать бюджет, урезая индексацию социальных выплат и вместе с ЦБ ослабляя курс рубля».
В совокупности, изъятие средств из экономики, сокращение госрасходов, ослабление рубля и неизбежное повышение процентных ставок образуют очень плохую комбинацию. Тем более, в условиях экономического спада. Удастся ли удержать дефицит федерального бюджета хотя бы в пределах 3% от ВВП (около 4,5 трлн. рублей)? По словам Федорова, во многом это зависит и от темпов замедления мировой экономики в 2023 году. При «мягком сценарии», который предполагает годовой рост глобального ВВП на 2,9% и достаточно высокий спрос на энергоносители, конъюнктура для федеральной казны сложится относительно благоприятная. При варианте «средней жесткости» (рост мирового ВВП на 1,7%, согласно прогнозу Всемирного банка), дефицит российского бюджета приблизится к 4% ВВП, или к отметке в 6 трлн рублей. Наконец, в случае реализации экстремально сурового сценария, когда замедление мировой экономики перейдет в глобальный кризис, как в 2008-2009 годах, дефицит достигнет 5-6% от ВВП, это примерно 7,5-9 трлн рублей.
«Для финансирования бюджетного дефицита понадобятся средства ФНБ, которых хватит на полтора-два года при текущем уровне цен на нефть марки Urals и объемах российской добычи в 10 млн баррелей в сутки, — отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Сейчас для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов Минфин продает юани и золото, что позволяет надеяться на улучшение динамики. Но и рисков предостаточно. Во-первых, уже в марте потолок цен на нефть марки Urals могут снизить c текущих $60 за баррель до $50, как это ранее анонсировал Вашингтон. В таком случае российское сырье будет продаваться в среднем по $40, что явно не пойдет казне на пользу. Во-вторых, вступившее в силу в феврале эмбарго ЕС на нефтепродукты из Россию также будет негативно отражаться на динамике экспорта и доходах страны. В-третьих, многое зависит от расходов, которые до середины февраля росли, но в последние две недели серьезно сократились. Значительная их часть засекречена, так что это уже вопрос геополитического выбора нашего правительства».
Если ситуация с сырьевым экспортом будет ухудшаться, властям придется заняться консолидацией бюджета на 2024 год. То есть урезать затраты на социальные статьи, а это – пенсии, различные субсидии и прочие меры поддержки населения. Кроме ФНБ, есть и другие источники заимствований. О внешних инвестициях речи пока нет, а механизм внутренних сейчас в ходу: в частности, инвесторов привлекают в ОФЗ за счет повышенной доходности по купонам. Как напоминает Деев, государство пересматривает также налоговые ставки, например, для целого ряда отраслей повышен НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых.