Домой Экономика Билетам подрежут крылья: идею потолка цен на авиабилеты сочли сомнительной

Билетам подрежут крылья: идею потолка цен на авиабилеты сочли сомнительной

19
0

«Мы рискуем обрести целый букет реальных минусов — и для авиакомпаний, и для пассажиров» Поделиться

Госдума планирует установить верхние границы цен на авиабилеты. Это значит, что на смену сложившейся в отрасли системы динамичного, рыночного ценообразования, какой бы плохой и даже грабительской она ни казалась, придет директивное регулирование. Что в реальности несравнимо хуже, поясняют опрошенные «МК» эксперты. По их словам, новация создаст огромный клубок проблем как для авиаперевозчиков, так и для пассажиров.

Билетам подрежут крылья: идею потолка цен на авиабилеты сочли сомнительной

Фото: АГН «Москва»

Инициатива исходит от думского комитета по транспорту. Рабочая группа депутатов намерена подключить Минтранс и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) к решению задачи и с их помощью до конца года определить потолок цен на определенные категории билетов. Он, по словам депутата Николая Харитонова, должен быть приоритетно установлен для льготных групп пассажиров и на ряде дополнительных маршрутов. В то же время, добавил парламентарий, инициаторы учли доводы Минтранса и ФАС о росте расходов авиакомпаний — на топливо, на техобслуживание…

Получается, речь идет о некоем компромиссном решении со стороны государства, а не об искусственном ограничении стоимости всех авиабилетов без исключения. Проблема в том, что сам по себе этот сценарий является вмешательством в рыночные механизмы сферы авиаперевозок, дискредитацией системы динамичного ценообразования.

Мотив понятен: по итогам первого квартала 2024 года стоимость внутренних полетов в эконом-классе – наиболее массовом сегменте перевозок — составила 7015 рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2023-го. Однако парадокс в том, что растущие тарифы никак не отражаются на спросе: сегодня практически все борты заполнены под завязку, пассажиры готовы платить любые деньги, лишь бы добраться по воздуху до нужной им точки на карте.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Росстат сообщил о снижении уровня бедности в России: но малоимущих меньше не становится

«На самом деле предельные тарифы применяются уже больше десяти лет, это касается программ с субсидируемой за счет бюджета – федерального, регионального, муниципального — ценой перелета, — напоминает директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – То есть государство вкладывает собственные средства, чтобы компенсировать авиакомпаниям некую долю расходов и сделать авиаперевозки (например, из европейской части страны в Калининград и на Дальний Восток) более доступными для граждан. При такой практике потолок цены устанавливается в рамках самой программы. В других же случаях существует «Воздушный кодекс РФ», в котором четко прописано: ценообразование – это прерогатива перевозчика. Никаких верхних тарифов нет».

Да, законодательно вопрос вполне решаем: внести изменения в «Воздушный кодекс» несложно. Но нужно понимать, к чему это приведет, рассуждает собеседник «МК».

«Безусловно, с ценами надо что-то делать, но не за счет доходов авиакомпаний, — считает Пантелеев. – Надо смотреть, чем обусловлен рост себестоимости перевозок, техобслуживания и ремонта, затрат в аэропортах. Загнать отрасль в убытки, создать дефицит предложения – дело простое, особенно если действовать популистскими методами. Но потом ее придется реанимировать – опять же, за счет бюджета и налогоплательщиков. Поскольку власти это понимают, маловероятно, что депутатская инициатива получит продолжение».

По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, в отличие от ситуации с санкционным потолком цен на российскую нефть, такой лимит на стоимость авиабилетов в РФ установить практически невозможно. Придется учитывать массу плохо стыкующихся данных – разные расстояния, аэропортовые сборы, цена на керосин, разные воздушные суда, с разным расходом топлива и себестоимостью полета. Более того, даже на одном маршруте перевозчики могут использовать разные самолеты – в зависимости от сезона, дня недели и даже времени суток. Это колоссальный объем работы, и едва ли ФАС готова взять на себя такие функции: штата не хватит, чтобы всё просчитать на каждом конкретном рейсе или направлении.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  США решили заставить Россию продавать нефть в ЕС по дешевке

«Нельзя также гарантировать, что сегодня или завтра нефтяники не поднимут цены на керосин, застав врасплох перевозчиков и никак это не аргументировав. Поскольку подобные случаи нередки, давайте тогда уж введем потолок цены на керосин, — говорит Гусаров. — Наконец, самое главное: средний чек на авиабилеты формируется благодаря динамическому ценообразованию. Перевозчику нужно заполнить рейс, ему не выгодно летать порожняком. Поэтому сначала распродаются самые дешевые билеты, а когда продажи переваливают через экватор, цены начинают расти. В итоге пассажиры, готовые платить дорого, субсидируют своими деньгами попутчиков, чьи финансовые возможности значительно скромнее. Если лишить авиакомпании права продавать дорогие билеты, то исчезнут и дешевые. Соответственно, пострадают, прежде всего, социально незащищенные граждане».

То есть, в погоне за воображаемым, сомнительным плюсом мы рискуем обрести целый букет реальных минусов – и для авиакомпаний, и для пассажиров. Помимо того, что будет разрушена вся система рыночного ценообразования в сфере авиаперевозок, затея небезупречна еще и с точки зрения социальной справедливости. Одно дело, если бы в России был только один перевозчик-монополист, как в советские времена. Но у нас их более сотни, и все находятся в естественной конкурентной среде, резюмирует Гусаров.