Из-за субсидий на дальневосточном энергорынке потери может понести вся российская экономика
Над Дальним Востоком и рядом регионов-доноров нависла угроза – в виде законопроекта о механизме поддержки электроэнергетической отрасли в ДФО, считают эксперты. Документ принят Госдумой в первом чтении 9 декабря. Речь в нем идет о мерах перекрестного субсидирования, которые аналитики и предприниматели оценивают как избыточные и заведомо неэффективные. Бизнес уверен, что они лягут тяжким бременем на предприятия оптового энергорынка и потребителей электроэнергии.
Правительственный законопроект (№ 1062228-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части выравнивания цен на электрическую энергию на территориях Дальневосточного федерального округа) был встречен в штыки самыми разными представителями отечественного бизнес-сообщества. Его положения предусматривают, в частности, продление до 2028 года действия механизма субсидирования, выделение льготных категорий потребителей, расширение действия механизма с отдельных регионов на все субъекты РФ, входящие в состав ДФО.
Это повлечет дополнительные затраты для экономики в размере 376 млрд рублей и рост цены электроэнергии на 2,2–4,5% в период 2021–2027 годов – такое предупреждение содержится в письме директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (объединяет 33 промышленные компании из различных отраслей российской экономики) Василия Киселева на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина.
«Понимая важность развития экономики дальневосточных территорий, в то же время отмечаем, что субсидирование цен на электроэнергию в текущем формате является неэффективным, не позволяет достичь заявленных целей, – говорится в послании. – При этом рост тарифно-ценовой нагрузки на предприятия и организации оказывает негативное воздействие на экономику регионов-доноров (Европейская часть страны, Урал, Сибирь)».
Киселев указывает на опасность, связанную с тем, что действие режима субсидирования расширяется на входящие в состав ДФО субъекты федерации, в которых цены могут быть ниже среднероссийского уровня. В итоге может получиться абсурдная ситуация, когда регионы с более высокими тарифами на электроэнергию субсидируют снижение тарифов для регионов с более низкими. Глава Ассоциации предлагает оставить механизм субсидирования в его нынешнем виде, не распространяя на остальные субъекты, входящие в ДФО. Кроме того, по оценке Киселева, изменения, вносимые в пункт 1 статьи 21 законопроекта, «имеют неопределенность и расплывчатость трактовки, что не дает четкого и однозначного представления об алгоритме доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, отсутствует указание на соблюдение принципа равномерности при расчете».
В свою очередь, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) указывает еще на одно обстоятельство, связанное с законопроектом. А именно, что оптовый энергорынок обяжут компенсировать расходы на строительство неограниченного перечня ТЭС на Дальнем Востоке, включая генерацию для снабжения Восточного полигона железных дорог.
«Потребители ценовых зон оптового рынка уже сейчас несут бремя межтерриториального перекрестного субсидирования за потребителей Дальневосточного федерального округа в размере почти 38 млрд рублей, что негативным образом сказывается на конкурентоспособности российских промышленных товаров, а также способствует уходу потребителей на собственные источники, тем самым еще больше увеличивая стоимость электроэнергии для оставшихся потребителей», − говорится в письме главы РСПП Александра Шохина в комитет Госдумы по энергетике.
Дополнительное увеличение надбавок, связанных со строительством энергетической инфраструктуры для Восточного полигона железных дорог, усугубит их негативный эффект, отмечает Шохин. Эксперты РСПП предлагают ограничить список намеченных к строительству ТЭС перечнем, согласованным правительством до 31 декабря 2020 года.