Кто виноват в массовой нищете: власти или население
Иногда способы борьбы с бедностью напоминают задачи из курса арифметики начальной школы: у Маши два яблока, у Пети — ни одного; если Маша поделится с одноклассником, получат ли они достойный и калорийный завтрак, позволяющий каждому из них дотянуть до обеда? Очевидно, вряд ли. Аналогия с малоимущими, доходы которых не дотягивают до прожиточного минимума, показательна: мало кто захочет отказаться от яблока в качестве приятного десерта, но при этом ни одно яблоко не заменит голодному человеку тарелку борща с мясом.
Фото: Алексей Меринов
Задача, поставленная Владимиром Путиным перед правительством — снизить к 2030 году число нищих россиян с 13,5% до 6,5% от общего населения, — непроста, но достижима. «6,5% — это, конечно, плохо, но мы должны исходить из реалий. Цель амбициозная, но реальная», — убежден глава государства, напоминая, что двукратное снижение уровня бедности является одной из национальных целей развития России на ближайшее десятилетие.
Статистический размер доходов наших соотечественников позволяет надеяться, что задача, поставленная президентом, будет выполнена. В 2000 году за чертой бедности находилось около трети населения России. Теперь — вдвое меньше. Еще десятилетие — это две пятилетки. За это время можно горы свернуть и свести до минимума число людей, которым для выживания приходится порой фактически «протягивать руку». Таких сейчас около 20 млн. Если число нищих к 2030 году снизится до 10 млн человек, то одну из национальных задач развития России можно будет считать выполненной.
Только ни один, даже самый богатый урожай яблок не позволит в полной степени удовлетворить аппетиты россиян. Речь идет уже не о качестве жизни, а о здоровье: врачи утверждают, что выработка антител к коронавирусу напрямую зависит от потребления человеком качественной белковой пищи, поэтому одним яблоком до обеда уже не обойтись. И об этом нашим чиновникам забывать не стоит.
Правда, определение «уровня бедности» в условиях рыночной экономики очень условно и размыто. Для трети россиян бедность — невозможность приобрести новый личный автомобиль или поехать на заграничный курорт. Для большей части населения нищета характеризуется жизнью «от зарплаты до зарплаты», питанием недорогими, зачастую низкокачественными продуктами, покупкой второсортной одежды и наличием просроченных кредитов. Но есть и так называемые международные стандарты бедности, согласно которым критерием крайней нищеты считается сумма дневных расходов менее $1 в день. Исходя из такой оценки, россияне, средний чек одной покупки которых в начале 2021 года вырос на 16% — до 645 рубля (примерно $8,5), могут считать себя богачами. При этом в месяц сумма повседневных расходов наших соотечественников едва превышает $250. Парадоксально, но в богатой природными ресурсами стране кошельки россиян заметно тоньше, чем портмоне жителей Ямайки, Вануату и Экваториальной Гвинеи.
Справедливости ради надо отметить, что правительство действительно борется с бедностью. Год назад были обозначены три ключевых предложения: предоставление пособий для малообеспеченных семей, увеличение материнского капитала и стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики. Но беда пришла откуда не ждали. Новый вызов в лице пандемии коронавируса заметно подкосил материальное положение не только россиян, но и всего населения планеты. Согласно данным сервисов по поиску работы, почти половина россиян (47%) начала экономить деньги из-за распространения COVID-19, не говоря уж о покупке одежды или бытовой техники. Общественные опросы свидетельствуют, что к категории нищих причисляет себя каждый третий житель нашей страны. Конечно, это субъективная оценка, но на нее нельзя закрывать глаза.
Рецепты победы над бедностью хорошо известны. В анализе Счетной палаты по достижению национальной цели «Снижение в два раза уровня бедности в РФ» говорится, что общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение поставленных задач, в 2019–2024 годы составит 15,3 трлн рублей, то есть по 2,55 трлн в год. Данные инвестиции приведут к снижению уровня бедности на 2,32% и росту реальных располагаемых доходов на 1,04%. Этого явно недостаточно для достижения целей, обозначенных президентом.
Но давайте постараемся быть объективными и посмотрим на ситуацию с другой стороны. Нередко причина бедности кроется в нас самих. Мы привыкли ждать у моря погоды и лежать на печке, как Емеля: вот-вот случится чудо, приплывет золотая рыбка и выполнит все наши желания. Конечно, такой подход во многом является отголоском нашего советского прошлого, в котором государство брало на себя заботы о нашем трудоустройстве, наказывало за тунеядство и следило за справедливым распределением доходов. СССР нет уже 30 лет, а эхо советского менталитета по-прежнему звучит в наших умах. И это не только наша вина. С распадом Советского Союза мы все очутились в открытом море, не умея плавать. Кто выплывет — тот выплывет. Многие не смогли дотянуть до берега…
И если три десятка лет назад «молодые реформаторы», пришедшие к власти, не посчитали нужным учить россиян жить по законам рыночной экономики, то сегодня отсутствие соответствующего внимания со стороны государства ощущается особенно остро. В нашей стране нет института наставничества. Нет федеральной структуры, отвечающей за создание условий для повышения профессиональной квалификации тем, кто действительно хочет обучаться и работать на благо страны.
Но не будем забывать и про собственную лень. Неслучайно не так давно президент Путин заявил о нехватке иностранной рабочей силы на рынке труда, имея в виду преимущественно тяжелую физическую работу: стройки, уборку территории, замену коммуникаций… Часто россияне не хотят идти на «грязную» работу, заниматься ремонтом труб на морозе, чистить асфальт, возиться в грязи и лужах. И здесь мы упираемся в другую проблему — повышение престижа рабочих специальностей. Это тот аспект, на который нашему государству также следует обратить внимание. Зачем латать кадровые дыры, вызванные пандемией или другими напастями, если можно проводить системную работу, повышая авторитет «человека с руками»?
Число малоимущих россиян стабильно держится в диапазоне 10–15%. Таковым этот показатель был при стоимости нефти как по $140, так и по $40 за баррель, что позволяет сделать вывод о системной бедности в стране. Даже несмотря на рекордный урожай зерна, в России дорожают хлеб и макароны. При достаточных для внутреннего потребления объемах сахара его стоимость также растет. Аудиторы признают, что значительная часть социальных программ не влияет на уровень бедности. Очевидно, что гражданам и бизнесу необходима не просто отсрочка платежей или льготные кредиты, а широкомасштабная финансовая помощь, в первую очередь обеспечение динамичного роста экономики страны, способствующее увеличению зарплат.
В романе «Анна Каренина» Лев Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а обездоленные отличаются своими неудачами. Бедность многолика. Достичь масштабного прогресса в вопросе ее сокращения мешает сложная природа горестей и неудач. Показатели бедности в нашей стране крайне неоднородны и особенно заметно разнятся между мегаполисами и глубинкой: в Москве и Санкт-Петербурге финансовые затруднения испытывают менее 10% населения, а например, в Калмыкии и Тыве на грани выживания находится до 40% жителей.
Способов обеспечения помощи самым незащищенным слоям в России можно найти достаточно много — например, освободить пенсионеров и малоимущих от налога на добавленную стоимость на продукты питания: при возврате НДС они смогут рассчитывать на компенсацию в 1–2 тыс. рублей в месяц в зависимости от группы товаров. Разумеется, накопить на личный автомобиль это не поможет, но позволит приобрести богатые белком продукты, что, по мнению медиков, в период пандемии особенно актуально.
Важнейшим условием сокращения числа малоимущих граждан может послужить экономический рост. Согласно прогнозам Всемирного банка, к 2024 году уровень бедности в России сократится до 9,7%, что не дотягивает до целевого показателя, обозначенного президентом. По оценкам международных экспертов, для двукратного снижения числа бедных в нашей стране необходимо подтянуть темпы экономического роста до 4% в год, а это с учетом текущих прогнозов представляется маловероятным (январский доклад Всемирного банка прогнозирует увеличение российского ВВП в 2021 году на 2,6%).
Ускорить экономический рост позволит акцент на увеличение объема инвестиций, повышение производительности и благоприятный деловой климат. Положительно скажутся на занятости и зарплатах реформы в отношении малого и среднего бизнеса: на долю небольших предпринимателей приходится более 20% отечественного ВВП и четверть всех рабочих мест. Это гораздо меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития, где малый и средний бизнес обеспечивает более половины валового внутреннего продукта и снабжает постоянным рабочим местом до 60% сотрудников.