Домой Экономика В России подсчитали, на сколько подорожают сигареты с 1 июля

В России подсчитали, на сколько подорожают сигареты с 1 июля

179
0

Чиновники вводят минимальные тарифы на табак

С 1 июля в нашей стране начинают действовать минимальные розничные цены (МРЦ) на табачные изделия. В частности, МРЦ пачки сигарет составит почти 108 рублей, из которых две трети съедят налоги. Чиновники уверены, что внедрение «минималки» на сигареты позволит справиться с наводняющей отечественный рынок поддельной продукцией. Независимые эксперты, напротив, предупреждают о риске резкого наплыва контрафакта, за которым ринутся отечественные курильщики в расчете сэкономить, так как средняя стоимость легальной пачки никотиновых «палочек» подскочит до 140 рублей.

В России подсчитали, на сколько подорожают сигареты с 1 июля

Фото: Алексей Меринов

Найти на прилавках отечественных магазинов пачку сигарет дешевле 108 рублей с 1 июля окажется невозможно: более низкие цены будут свидетельствовать о контрафактном характере товара. Также из продажи должны исчезнуть альтернативные виды никотиновой продукции, в частности, сигары, курительные смеси и табак для кальяна, на упаковки которых не нанесена защитная маркировка.

За основу табачных МРЦ взяты минимальная ставка акциза за 1 тыс. сигарет или папирос, ставка налога на добавленную стоимость и повышающий коэффициент 1,4. По словам эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Андрея Мамонтова, до последнего времени табачная продукция дорожала на 5-10 рублей раз в полгода, а учитывая двадцатипроцентный рост акциз на табак в 2021 году (до 2,36 тыс. рублей за 1 тыс. штук), после введения МРЦ средняя стоимость сигарет вырастет с нынешних 120 до 140 рублей. Причем только по акцизам производителям придется платить более 47 рублей с пачки, а суммарная фискальная доля в стоимости легальных сигарет составит ровно две трети – 66%.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ипотечная кабала растянулась на десятки лет: долги будут передавать внукам

Повышая расценки, отраслевые ведомства надеются очистить рынок от контрафакта. Ранее с «черными» табачными изделиями, наоборот, боролись за счет введения максимальных розничных расценок, которые не должны были на 25% превышать самый скромный розничный прайс. Правда, подобные правила позволяли «серым» торговцам зарабатывать на демпинге, назначая цены чуть ли не вполовину дешевле подакцизного товара. По данным британской маркетинговой компании Kantar TNS, в I квартале 2021 года доля нелегальных сигарет в России выросла в полтора раза – примерно до 11%.

«Реформа фискальной системы позволит устранить с рынка дешевые сигареты. Ритейл, вероятно, оставит какой-нибудь допустимый зазор в ценообразовании, чтобы позже выровнять тарифы в соответствии с повышением минимальной планки. Продавцы в проигрыше точно не останутся, а все ценовые издержки лягут на плечи потребителей, поскольку рост цен на сигареты и иную табачную продукцию в среднем может составить до 25%», – полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

Несмотря на то что эксперты продолжают считать введение МРЦ и маркировки никотиновых изделий одними из самых эффективных инструментов борьбы с контрафактной продукцией, обеспечить полноценное противостояние контрабанде они пока не в состоянии. «Постепенное ослабление противоковидных ограничений, например в отношении открытия границ, повлекло за собой распространение нелегально ввозимых табачных изделий. Вместе с тем резкое повышение акциза стимулировало увеличение разрыва между стоимостью легального товара и подделок. Цены на табак растут, но заработные платы такими же темпами не индексируются, поэтому спрос на более дешевый табак будет усиливаться. Контрафактный рынок табака, часть которого приходит из стран СНГ, будет существовать и увеличиваться по мере своих возможностей», – уверен Мамонтов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Госдуму внесен законопроект о долгосрочном ограничении цен на бензин

«Вдогонку за увеличением распространения «серой» продукции, повышение минимальной цены сигарет с большой долей вероятности нанесет урон качеству легальной продукции, поскольку законопослушные производители не захотят покидать зону рентабельности и возобновят тренд на повышение отпускной стоимости по всей продуктовой линейке», — полагает Анна Бодрова. По ее оценке, доля контрафакта в результате рискует подняться на 10-20%, в то время как бюджет не получит дополнительных фискальных поступлений. «Зато потребитель на собственном кармане и опыте прочувствует разницу: либо в цене сигарет, если продолжит предпочитать «белую» продукцию, либо в качестве, если сделает выбор в пользу контрафакта», – делает вывод собеседница «МК».