Венгрии, Сербии и Словакии грозит энергетическая «голодовка» Поделиться
Как заявил глава «Нафтогаза» Алексей Чернышов, Украина не собирается продлевать контракт на транзит газа из РФ по своим трубам, истекающий в конце 2024 года. Нынешними объемами «голубого топлива» по этому маршруту Украина закрывает минимальное потребление углеводородов для стабильного обеспечения топливом ряда стран Старого Света, якобы ничего не забирая для себя. Если этот канал перекрыть, по крайней мере часть европейских потребителей столкнется с серьезной энергетической «голодовкой».
Фото: Global Look Press
Сейчас Киев поддерживает поставки российского газа по национальным транзитным трубопроводам исключительно из-за необходимости снабжать газом Европу в преддверии зимнего периода. По словам Чернышова, поскольку каких-либо «сигналов о необходимости продления договора с Москвой из Брюсселя не поступало», значит такие объемы поставок несущественны и не нарушают энергетический баланс Европы, поэтому потребители континента в них не заинтересованы и ничего не мешает Киеву полностью закрыть краны.
Стоит напомнить, что после прекращения транзита сырья по межгосударственным газопроводам «Ямал — Европа» и «Северный поток» у России осталось всего два маршрута поставок газа в страны Старого Света: «Турецкий поток» и украинская газотранспортная система, пропускающая сырье лишь через одну газоизмерительную станцию «Суджа», расположенную в Курской области. Поставки по «Ямал — Европа» остановились после требования Москвы оплачивать экспортные углеводороды в рублях, с которым не согласились некоторые европейские покупатели; а перекачку по «Северному потоку» прекратили из-за террористических взрывов в Балтийском море. Объем же поставок по территории Украины, составлявший в прежние годы 150-180 млрд кубов, к настоящему моменту сократился примерно в четыре раза.
Теперь поставки по газовым линиям Незалежной рискуют полностью обнулиться. Через «Суджу» российский «Газпром» эскортирует всего 40-42 млн кубов в день, а остальные потребности Евросоюз покрывает закупками сжиженного газа у американских и других альтернативных поставщиков. Выходит дороже — странам Европы, по расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, отказ Запада от российского «голубого топлива» обойдется в $1-1,7 трлн до 2025 года. Это как минимум в четыре раза больше потенциальных российских потерь. «В этом и следующем году затраты участников Евросоюза будут меньше», — полагает инвестстратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, отмечая, что к декабрю впервые в истории хранилища ЕС к началу отопительного сезона будут заполнены газом более на 90%.
Вместе с тем, хотя Евросоюз и запланировал сокращение потребления газа на 15% по сравнению со средними объемами за последнюю пятилетку, эффект от закрытия украинского транзита окажется весьма ощутимым для потребителей из Старого Света. Альтернативных поставщиков искать сложнее с каждым годом. К примеру, правительство Нидерландов решило окончательно остановить добычу на крупнейшем в Европе Гронингенском газовом месторождении. «Придется нарастить импорт из США, Катара и Нигерии, что вызовет новый виток цен на газ, усилит риски энергокризиса и приведет к закрытию промышленных предприятий Старого Света», — считает эксперт.
Конечно, для России прекращение перекачки газа через Украину также обернется существенными финансовыми потерями. По сегодняшним ценам недополученная прибыль составит примерно $5-6 млрд в год. Венгрия, Сербия и Словакия пострадают примерно на 180-200 млн евро в год — именно эти страны до сих пор сохраняют газовые контракты с Россией. После прекращения поставок через Украину им придется перекупать российские углеводороды у Болгарии или Румынии…
Однако наибольший денежный урон понесет сама Украина: по разным оценкам, даже в нынешних условиях Киев продолжает зарабатывать на транзите российского газа в среднем $2 млрд в год. Причем, по оценкам гендиректора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, на ежегодный ремонт и модернизацию украинской трубопроводной системы требуется более половины этой суммы. Остальное приходится выплачивать в виде заработных плат сотрудникам, а также распределять в виде гонораров зарубежным фирмам, якобы осуществляющим сопроводительный контроль над поставками. «Запрет поставок по данному маршруту — это не санкция против России, — отмечает эксперт. — Это попытка воспользоваться возможностью перепродавать российское «голубое топливо», пользуясь политической наценкой и пустыми европейскими трубопроводами, стабильную заполняемость которых могут обеспечить только западносибирские месторождения».