Зампред правления СПбСХ Петр Конош: Уникальное монументальное творчество необходимо сохранить
Памятники монументального искусства советской эпохи требуют защиты, как историческое творческое наследие.
Фото: из открытых источников
Тема сохранившихся и уже утраченных памятников монументального искусства Петербурга (и не только) стала предметом обсуждения за круглым столом в Санкт-Петербургском союзе художников.
Участники встречи говорили о необходимости взять под охрану еще оставшиеся с прежних времен уникальные образцы монументального творчества росписи, панно, барельефы, мозаики.
Значительная часть таких произведения на сегодня оказалась утрачена в ходе реконструкций, капремонтов, косметических работ на брандмауэрах зданий, каких в Петербурге всегда было немало.
Между тем типовая застройка советской эпохи давала художникам свободу самовыражения и никак не сковывала их канонами исторического центра. Это позволяло воплощать авангардные, яркие решения с использованием новых техник и технологий.
Однако именно принадлежность большинства таких зданий к типовым проектам 1950–1980-х годов лишила их возможности быть взятыми под охрану. Однообразная архитектура, ставшая, по сути, чистым холстом для художников, не подпадала под защиту государства.
Зачастую очередная утрата обнаруживается случайно, поскольку все работы подобного жанра не имеют охранной грамоты, как и здания-носители, на которых они размещены. Порой сохранить тот или иной объект удается только за счет доброй воли собственника.
Так, повезло скульптуре летящей девушки «Электроника» на фасаде бывшего корпуса завода «Светлана»: девелопер отреставрировал ее за свой счет и перенес на новое место.
Другие продолжают разрушаться, как например, панно на брандмауэре около бывшей гостиницы «Дружба» на улице Чапыгина в Петроградском районе. Работа выпускника мухинского училища Бориса Аксельрода, выполненная в 1959 году, ветшает, цветная штукатурка осыпается.
«Советское монументальное искусство – это поистине уникальное творчество художников и его необходимо сохранить. Это та часть Петербурга, которая при правильном подходе может стать важным элементом комплекса городских туристических программ», – сказал ИА RuNews24 первый заместитель председателя правления СПбСХ Петр Конош.
Между тем уцелевшие мозаичные панно, росписи, барельефы, витражи, выполненные в рамках советского госзаказа для Северной столицы, остаются бесценным памятником эпохи. Еще не поздно сохранить их для истории, говорилось за круглым столом.
Читайте нас в телеграм