Домой Общество Судьбы памятников монументального искусства СССР обсудили в петербургском Союзе художников

Судьбы памятников монументального искусства СССР обсудили в петербургском Союзе художников

32
0

Зампред правления СПбСХ Петр Конош: Уникальное монументальное творчество необходимо сохранить

Памятники монументального искусства советской эпохи требуют защиты, как историческое творческое наследие.

Судьбы памятников монументального искусства СССР обсудили в петербургском Союзе художников

Фото: из открытых источников

Тема сохранившихся и уже утраченных памятников монументального искусства Петербурга (и не только) стала предметом обсуждения за круглым столом в Санкт-Петербургском союзе художников.

Участники встречи говорили о необходимости взять под охрану еще оставшиеся с прежних времен уникальные образцы монументального творчества росписи, панно, барельефы, мозаики.

Значительная часть таких произведения на сегодня оказалась утрачена в ходе реконструкций, капремонтов, косметических работ на брандмауэрах зданий, каких в Петербурге всегда было немало.

Между тем типовая застройка советской эпохи давала художникам свободу самовыражения и никак не сковывала их канонами исторического центра. Это позволяло воплощать авангардные, яркие решения с использованием новых техник и технологий.

Однако именно принадлежность большинства таких зданий к типовым проектам 1950–1980-х годов лишила их возможности быть взятыми под охрану. Однообразная архитектура, ставшая, по сути, чистым холстом для художников, не подпадала под защиту государства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Раскрыта новая схема телефонного мошенничества с применением СМС-кодов

Зачастую очередная утрата обнаруживается случайно, поскольку все работы подобного жанра не имеют охранной грамоты, как и здания-носители, на которых они размещены. Порой сохранить тот или иной объект удается только за счет доброй воли собственника.

Так, повезло скульптуре летящей девушки «Электроника» на фасаде бывшего корпуса завода «Светлана»: девелопер отреставрировал ее за свой счет и перенес на новое место.

Другие продолжают разрушаться, как например, панно на брандмауэре около бывшей гостиницы «Дружба» на улице Чапыгина в Петроградском районе. Работа выпускника мухинского училища Бориса Аксельрода, выполненная в 1959 году, ветшает, цветная штукатурка осыпается.

«Советское монументальное искусство – это поистине уникальное творчество художников и его необходимо сохранить. Это та часть Петербурга, которая при правильном подходе может стать важным элементом комплекса городских туристических программ», – сказал ИА RuNews24 первый заместитель председателя правления СПбСХ Петр Конош.

Между тем уцелевшие мозаичные панно, росписи, барельефы, витражи, выполненные в рамках советского госзаказа для Северной столицы, остаются бесценным памятником эпохи. Еще не поздно сохранить их для истории, говорилось за круглым столом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Третью неделю подряд снижается заболеваемость COVID-19 в мире

Автор: Зоя Юдина

Читайте нас в телеграм