О Великой Отечественной войне говорят много. Но тем, кто юн сейчас – а это уж внуки внуков войны (как поколение), аутентичных рассказов не досталось. Выход один – стряхнуть пыль с первоисточников.
«Новый День» решил публиковать каждый год 9 мая прозаическое или поэтическое свидетельство фронтовика. На свой выбор. Критерии – репутация автора и качество текста.
Нашу антологию начинает Константин Ваншенкин. На фронт ушел, когда еще не исполнилось 17-ти. В 1942 – 1946 служил в воздушно-десантных войсках. Боевая награда одна – медаль «За взятие Вены». Войну закончил гвардии сержантом. И вся его поэзия – солдатская. Ведь известно, что литература о войне разная. Есть так называемая лейтенантская проза, есть мемуары маршалов…
А есть солдатская. По счастью, у Ваншенкина плохих стихов нет – есть хорошие и очень хорошие. Ни один критик не посчитал иначе. А читатели прежних лет не просто читали Ваншенкина – они пели его стихи. Это был редкий случай: автор был настолько музыкален, что композиторы без труда перелагали его рифмы на ноты. Наверное, самой знаменитой стала песня «Алеша», посвященная памятнику советским солдатам в болгарском Пловдиве.
Но наш выбор пал на куда менее известное стихотворение. Как неиконописно советское оно было издано в сборнике «Примета» только в перестроечные годы. Тогда военная тема уже мало кого интересовала…
«Старшие командиры…»