Эксперты уверены, что административными методами это сделать не получится Поделиться
Подорожание продуктов питания продолжается, и никакой сезонный фактор на этот процесс позитивного влияния не оказывает. Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев дал поручение профильным ведомствам через две недели остановить рост цен. На эту тему в кабмине состоялось совещание, где обсуждались конкретные предложения.
Фото: Наталья Мущинкина
Какие именно, не расшифровывается, но в арсенале борьбы с ростом цен у правительства их не так уж и много. Все последние годы власть борется с ценами одинаковыми приемами. Вызывает на ковер производителей и торговлю, и те принимают «добровольные» обязательства, что не будут повышать цены на товар более чем на 5%. Свое слово они держат несколько недель или месяцев, после чего цены опять продолжают расти.
Еще чиновники периодически устраивают рейды и контрольные закупки в торговых сетях. И если что-то вываливается за пределы 5-процентной накрутки, нарушителя соглашения ждет штраф. Можно еще административно «заморозить» на время цены на тот или иной социально-значимый продукт.
Но все это уже было и не дало никакого эффекта. Что еще можно придумать?
Напомним, что неделю назад Центробанк поднял ключевую ставку на рекордную высоту – 21 % годовых. Все для того, чтобы побороть инфляцию и остановить рост цен. Однако, как бы в пику этому решению, продуктовая инфляция пошла в отрыв. Рост цен на продовольственные товары оказался в 4 раза выше непродовольственных.
По итогам недели с 22 по 28 октября она составила 0,27%, на 0,07% выше предыдущей недели. А в годовом выражении рост ускорился с 8,52 до 8,61 процента. Это максимум за 43 недели нынешнего года.
Есть еще один рекорд со знаком минус: подорожание охватило 84 позиции товаров из 107, которые исследует Росстат. По продовольствию не подорожали только морковка и куры мороженые. А все остальное прибавило в цене, например, помидоры всего за неделю дали плюс почти 4%, лук репчатый – 4,3%…
Теперь понятно, почему собралось совещание по ценам. Ведь не за горами предновогодний период, когда вообще все традиционно дорожает. Между тем, по словам Дмитрия Патрушева, отечественный АПК способен обеспечить граждан всеми необходимыми продуктами питания. А показатели в животноводстве, пищевой и перерабатывающей промышленности остаются стабильными. Тогда откуда рост цен? И реально ли его остановить за 2 недели?
Кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов говорит, что знает только два механизма, которые способны остановить рост цен: прокуратура и ФСБ.
– Никакие другие меры цены не остановят, – считает он. – Доходы россиян растут опережающими темпами, и люди первым делом улучшают структуру питания. Если раньше покупали маргарин – теперь перешли на сливочное масло. Раньше потребляли курятину, а сейчас говядину. Мы не стали производить меньше, но начали покупать больше.
– Разговоры о том, что власти начнут регулировать и остановят цены, могут дать обратный эффект. Люди побегут делать запасы «на всякий случай». Это уже рефлекс – закупить килограммов десять гречки и прочих продуктов длительного хранения. Не исключаю, что на эти продукты сейчас еще больше увеличится спрос, а с ним и цены.
В успехе очередной «атаки» на потребительские цены не уверен и сопредседатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
– Продукты – это рыночный сегмент, в котором цена определяется спросом и предложением, – говорит он. – А платежеспособный спрос населения растет очень быстро, никто не может остановить походы людей в магазины. Если директивно начнем бороться с ценами, это приведет к пустым прилавкам. Торговле станет невыгодно что-то продавать, а производителям – что-то производить.
– Следить за ценами на социально значимые продукты питания. Устанавливать на них минимальные или нулевые наценки. Это, возможно, единственная нужная мера. И не будем забывать о продуктовых карточках, субсидиях малоимущим гражданам. Такой проект Минпромторг предлагал еще в 2014 году, но он и сегодня по-прежнему актуален.
В ассоциации агропроизводителей «Руспродсоюз» считают, что ни один поставщик не заинтересован в необоснованном росте цен – это грозит ему потерей товарооборота, необоснованное повышение торговая сеть даже не рассматривает.
– Цена товара – это результирующая спроса и предложения, – сообщает исполнительный директор ассоциации Дмитрий Востриков. – Поэтому есть только один путь сдерживания и снижения цен – наращивание производства. Для инвестиционной привлекательности увеличения объемов необходимо поддерживать стабильную рентабельность, достаточную для расширения производства. К тому же сдерживать цены для всех категорий покупателей нецелесообразно: их нужно снижать для особо нуждающихся граждан. А это достигается персональными скидками в группе социальных товаров. При таком регулировании государству не потребуется дополнительного выделения ресурсов, а покупатель получает снижение цен.