Стали меньше покупать и больше сберегать Поделиться
Темпы роста потребительской активности наших сограждан демонстрируют замедление – с без малого 10% в феврале до 5,6% в июне. Такие данные приводят Минэкономразвития и Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования – ЦМАКП. На фоне роста доходов населения эксперты считают такое снижение «слишком заметным». Ведь, по идее, все должно быть с точностью до наоборот.
Фото: АГН «Москва»
За период с начала нынешнего года рассматривались все «три кита», на которых держится потребление: объемы розничной торговли, оказание платных услуг населению и обороты в системе общепита. Во всех трех сферах зафиксировано замедление темпов роста потребительской активности. Если в феврале суммарный оборот вырос на 9,8%, то затем он падал поэтапно месяц за месяцем. В марте составил 8,5%, в апреле — 7,3%, в мае — 6,6%, а в июне — 5,6%.
Можно предположить, что россияне загодя стали экономить на покупках, чтобы ближе к зиме, когда новый урожай овощей и круп сезонно подешевеет, сделать важные стратегические запасы «на всякий пожарный случай». Однако динамика потребительской активности снижается не только с начала 2024 года, а три квартала подряд. По статистике — почти в два раза: с 12,6% в третьем квартале минувшего года до 6,5% во втором квартале 2024-го. Примерно ту же картину показывают и исследования ЦМАКП.
Следует отметить, что Центробанк считает высокую потребительскую активность россиян проинфляционным фактором и ужесточает денежно-кредитную политику. Ключевая ставка ЦБ в течение восьми месяцев держалась на уровне 16% годовых, а в конце июля была поднята до 18%. И хотя темпы роста потребления снижаются, инфляция в этот же период почему-то продолжает ускоряться. По оценке Минэкономразвития, в годовом измерении она на 29 июля составила 9,1%.
Резюме: потребление падает, инфляция не снижается, меры со стороны ЦБ ужесточаются. Ведет ли такая ситуация к устойчивому тренду на уменьшение аппетитов россиян? По словам экспертов, пока рано говорить о формирующемся тренде на охлаждение потребления.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в номинальном выражении в первом квартале 2024 года составил 12,5 трлн рублей, а во втором квартале 13,3 трлн. Налицо конкретный рост. А по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (11,5 трлн рублей) он вырос примерно на 16%. Правда, повышенные прибыли торговых организаций объясняются еще и тем обстоятельством, что цены в магазинах ползут вверх. Что растет быстрее: зарплата или цены?
Во втором квартале текущего года реальные располагаемые доходы населения увеличились на 9,6% в годовом выражении, что даже чуть выше годовой инфляции в 9,1% на конец июля. Но это в общем и целом. Например, только с начала лета картофель, наш «второй хлеб», подорожал на 36,6%. Сильно прибавили в цене и многие другие овощи.
О том, почему замедляется потребление при росте доходов россиян, мы спросили финансового аналитика, кандидата экономических наук Михаила Беляева.
— Доходы делятся на две части, — поясняет он. – Одну можно тратить на покупки, а другую — лучше сберегать. Высокая ключевая ставка ЦБ автоматически повышает ставки по депозитам в коммерческих банках. И если человек на волне повышения зарплат уже имеет всё или почти всё для нормального существования, он не бежит в магазин потратить остатки денежных средств. Он смотрит – что выгоднее. Допустим, купить стиральную машину сейчас, поскольку старую пора менять. Или положить средства на вклад под 20% годовых и через год купить новую стиральную машину – но уже на проценты. То есть почти задаром.
И если чаша весов склоняется в сторону сбережений, то человек и не раздумывает. 20% «за так» — это очень хорошая ставка, другого такого предложения может и не подвернуться. Собственно, этим и объясняется снижение темпов покупательной активности. Статистика показывает, что вклады в банках растут очень быстро, сбережения уходят в кредитные организации. Тем самым отсекается часть денег на потребление.
— Всё, что сегодня происходит в экономике страны, имеет неустойчивую, ситуативную и конъюнктурную природу. Всё, кроме жесткой денежно-кредитной политики ЦБ. Но регулятор, который своими действиями пытается ограничить спрос, забывает, что тот тоже делится на две части. Потребительский и корпоративный. Сдерживая потребительский спрос, ЦБ тормозит и корпоративный, что отражается на развитии всей экономики.