Домой Экономика Сталь, лес, алмазы: ЕС приготовил новый пакет санкций против России

Сталь, лес, алмазы: ЕС приготовил новый пакет санкций против России

96
0

«Примут молниеносно» Поделиться

В свой восьмой по счету санкционный пакет Евросоюз оперативно включил несколько принципиально новых и вполне грозных на вид антироссийских мер. В частности, помимо потолка цен на российскую нефть, документ предусматривает в предварительном порядке полный запрет на ввоз стали и древесины из РФ, а также ограничительные меры в отношении алмазодобывающей компании «АЛРОСА». Ценовые рамки торгового эмбарго оцениваются примерно в €7 млрд.

Сталь, лес, алмазы: ЕС приготовил новый пакет санкций против России

Фото: Global Look Press

Эти детали раскрыло интернет-издание EUobserver, ознакомившись со внутренними бумагами ЕС. План возник, как говорится, с пылу с жару — в связи с референдумами и присоединением к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Как пишет EUobserver, запрет на импорт стали коснется всего спектра сталелитейной продукции, от промышленных рулонов, до швейных игл. Кроме того, санкции затронут не весь алмазодобывающий сектор РФ, а лишь ключевую государственную компанию этой отрасли — «АЛРОСА». Проект восьмого пакета должен получить одобрение всех 27 членов ЕС, а значит, документ еще может быть скорректирован как угодно. По данным EUobserver, из новых мер в него также вошли ограничения на поставки российских водки, икры, сигарет и косметики.

«В Брюсселе эмоционально, но вполне предсказуемо отреагировали на события вокруг референдумов: с точки зрения ожидания, извините за тавтологию, неожиданностей нет, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Вводя новые меры, европейцы рискуют получить игру с нулевой суммой. В частности, удар по «АЛРОСЕ» аукнется в Амстердаме и Лондоне, крупнейших центрах огранки и полировки алмазов».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Власти разрешили регионам превышать установленные лимиты тарифов услуг ЖКХ

Для России наиболее болезненным может оказаться запрет на поставки продукции сталелитейной индустрии, чреватый драматическим снижением рентабельности (включая экспортную), а в дальнейшем — полной потерей рынков сбыта. Российских металлургов насильно заталкивают на рынки дружественных стран, где экспорт, по словам предпринимателя Владимира Лисина, становится бессмысленным по причине резкого увеличения транспортно-логистических издержек. Не исключено, полагает Масленников, что придется торговать с огромным дисконтом, как в случае с нефтью и углем. И эта ситуация потребует дополнительных регулятивных мер поддержки отрасли со стороны правительства.

Между тем, отмечает собеседник «МК», для европейской промышленности принятые против России новые санкции будут сродни самострелу. Определенные товарные категории – скажем, в виде полуфабрикатов российской сталелитейной индустрии — давным-давно вписаны в местные технологические цепочки. Соответственно, рассуждает Масленников, придется искать им замену, что вряд ли получится сделать быстро. А в условиях явного перерастания энергетического кризиса в экономический, Европе не избежать дополнительного роста издержек и, как следствие, сокращения выпуска.                

«Судя по всему, наши соседи в ЕС примут восьмой пакет санкций молниеносно, — говорит директор по внешним связям BitRiver Андрей Лобода. – В этой ситуации не позавидуешь российскому фондовому рынку и 15 млн частных инвесторов. С начала года его капитализация просела почти в 2,5 раза. Акции компании «АЛРОСА» были крайне востребованы, благодаря их постоянному умеренному росту и привлекательной дивидендной политике».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Водород вместо нефти: новая энергетика оказалась для России сомнительной

Санкции могут сократить российский ВВП, поскольку эти статьи экспорта – сталь, лес и алмазы — составляют в нем немалую долю. России придется искать других покупателей, пересматривать логистику, полагает управляющий партнер хедж-фонда PFL Advisors Федор Наумов. На этом пути, по его словам, страну ждут практически непреодолимые препятствия. Скажем, в Европу и США в основном поставлялись премиальные, высокомаржинальные товары, например, разные типы фанеры. Тамошние потребители знали, как работать с этими изделиями, доверяли поставщикам.

«Сейчас наши производители пытаются продавать эту премиум-продукцию в Азию и на Ближний Восток и сталкиваются с рядом трудностей, — поясняет Наумов. — Во-первых, в развивающихся странах она не столь востребована, как на Западе, во-вторых, на заключение контракта может потребоваться более полугода: нужно исследовать рынок, принять участие в секторальных выставках, наладить связи, поставить пробную партию, обучить персонал и так далее».