Домой Экономика Спрогнозирован взрывной рост стоимости авиабилетов: перевозчики ждут массовых банкротств

Спрогнозирован взрывной рост стоимости авиабилетов: перевозчики ждут массовых банкротств

141
0

Эксперты: «Нужно либо нужно закрываться, либо повышать тарифы»

Представители авиаотрасли предупреждают о грядущем подорожании авиабилетов. Таким прогнозом поделился со СМИ не просто эксперт, а глава одного из крупнейших участников рынка. Похоже, что этот сектор экономики ждет серьезная встряска и есть все основания полагать, что довольно много авиакомпаний «посыпятся» уже ближайшей осенью. Как изменится стоимость перелетов для россиян, разбирался «МК».

Спрогнозирован взрывной рост стоимости авиабилетов: перевозчики ждут массовых банкротств

Фото: Наталья Мущинкина

Цены на авиабилеты, которые в прошлом году на некоторых направлениях упали, к лету этого года вернутся к уровню доковидного 2019-го, а в 2022 году они «пойдут вверх». Таким прогнозом поделился совладелец и председатель совета директоров Внуково Виталий Ванцев. По его словам, компаниям нужно закрываться или повышать тарифы. «Представляете, в какой непростой экономической ситуации находятся авиакомпании? Это очевидные вещи, есть законы экономики, с ними спорить абсолютно бессмысленно — либо нужно закрываться, либо повышать тарифы», — подчеркивает Ванцев.

Что же, по мнению отраслевых специалистов, толкает цены на авиабилеты вверх? Факторов много. Цена топлива повышается из-за роста стоимости нефти и нефтепродуктов. Платежи по лизингу и за оборудование, прежде всего, по импорту, растут вместе с курсом доллара и евро к рублю. В том же направлении, в соответствии с инфляцией, поднимаются тарифы на аэродромное обслуживание.

Эксперты, опрошенные с «МК» согласны с тем. Что цены на авиабилеты вырастут. Но в качестве главной называют иную причину — возможное банкротство большого количества перевозчиков. Как отмечает ведущий эксперт Центра экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко, чтобы на рынке образовался дефицит провозной емкости (то есть, самолетов-перевозчиков), нужно чтобы его покинула где-то четверть участников.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  ООО «Хартия» Игоря Чайки задает инновационный тренд в сфере утилизации ТКО

Например, если страны Шенгенской зоны откроются к новому году, что вполне возможно, а к осени вырастет популярность Египта, то будет реализован отложенный спрос на перелеты. При таком раскладе — если компаний станет меньше, а желающих улететь больше — цены поползут вверх. «Если сойдутся эти два фактора, то в 2022 году стоимость авиабилетов будет очень высокой. Обычно перевозчики банкротятся в августе-сентябре — когда перевозки на высоком уровне, а продажи билетов на осень падают», — рассказывает Крамаренко.

Даже не надо быть опытным специалистом, чтобы понимать: в первую половину 2020-го перевозчики налетали на большой минус. Авиакомпании, которые завершили прошлый год хотя бы без убытков, можно пересчитать по пальцам одной руки. Все остальные находятся в очень плохой ситуации.

«Сейчас, после закрытия Турции на рынке еще сильнее обострилось перепредложение свободных кресел: самолетов гораздо больше, чем спроса. Дело не в том, что люди не хотят никуда летать, а в том, что летать некуда, — продолжает эксперт. — Не думаю, что после летнего сезона этого года компании продемонстрируют феерические результаты по части прибыли. Скорее всего, будет наоборот».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как Россия добивается цифровой независимости

Отметим, что спрос модерируется средствами размещения, а гостиничных номеров и бабушек, сдающих квартиры, на курортах Черноморского побережья Кавказа и Крыма больше не стало. Все люди которые раньше отдыхали в Испании, Италии, Греции, на Кипре и Турции просто не поместятся на нашем море.

«Авиакомпании не найдут тот спрос, на который рассчитывают: люди не полетят, потому что не смогут найти свободное место размещения. В таком случае цены на билеты упадут. Это как если в магазине есть десяток стеллажей с молоком, но нет покупателей. Цены в таком случае не переписывают в сторону увеличения. Стоимость наоборот станет ниже — лишь бы купили хоть что-то», — резюмирует Андрей Крамаренко.

Но компании действительно в столь жестких экономических условиях задумываются о повышении цен на перелёты. И достижение ими уровней «доковидного» 2019-го вполне вероятно, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Однако дальнейшему движению цен вверх препятствует сокращение во-первых, спроса на перелёты, а во-вторых, реальных доходов населения.

«Избыточное «накручивание» цен для получения доходов может привести к обратному эффекту — снижению выручки, — подчеркивает наш собеседник. — Стоит учесть и то, что крайне различается спрос на различные направления. Более всего дорожают традиционные курортные маршруты. И это неизбежно по мере приближения высокого сезона. Поэтому в любом случае, тем, кто планирует отдых, лучше покупать авиабилеты заранее. Дешеветь они точно не будут».