Норвежская компания побоялась сертифицировать российский газопровод из-за американских санкций
В бесконечной саге под названием «строительство «Северного потока-2» произошли два связанных друг с другом события, грозящие поставить на проекте жирный крест. Российское судно-трубоукладчик «Академик Черский», призванное достроить газопровод, ушло из немецкого порта Мукран (логистической базы СП-2) и взяло курс на Калининград. А накануне норвежская сертификационная компания DNG GL заявила, что из-за потенциальных санкций со стороны США не сможет проверить судно и его оборудование на предмет соответствия техническим нормам.
Фото: nord-stream2.com
Проблема в том, что трубопровод нельзя будет сдать в эксплуатацию без независимой сертификации судов. Соответственно, «Газпрому» придется искать другую компанию для верификации «Академика Черского» и установленной на нем техники. И вот здесь российская компания, похоже, столкнется с непреодолимыми препятствиями.
Det Norske Veritas – Germanisher Lloyd (DNV GL) – одна из крупнейших сертификационных компаний в мире, с офисами в более чем в 100 странах, включая США. Изучив новое разъяснение Госдепа по закону «О защите энергетической безопасности Европы» (PEESA), норвежцы решили не связываться с российским трубоукладчиком, от греха подальше. Поскольку деятельность DNV GL по осуществлению контроля за судами, обслуживающими проект СП-2, подлежит санкциям на территории США.
«Наша работа по проекту «Северный поток-2» включает в себя рассмотрение документации и наблюдение за строительными работами на предмет соответствия нашему стандарту, — говорится в официальном пресс-релизе DNV GL. — Это включало мониторинг испытаний и подготовку оборудования, используемого на борту судов во время прокладки трубопровода. DNV GL прекратила предоставление услуг, которые могут подпадать под действие PEESA».
Ключевое слово во всей истории – суда. Именно они становятся главной мишенью потенциальных американских санкций. И не исключено, что «Академик Черский» покинул Мукран по той причине, что собственники порта не захотели больше видеть у себя этот «токсичный» объект, грозящий санкциями уже им самим, рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Что касается «Газпрома», то он молчит, поскольку понимает: если прямо сейчас найти альтернативный трубоукладчик и сообщить об этом, США поспешат ввести санкции в отношении судна.
Как и где искать сертификационную компанию на замену норвежской – тоже не понятно. В мире не так много организаций, которые оказывают подобные услуги. Почти все они базируются на Западе и, соответственно, будут беспрекословно соблюдать американские законы и предписания. На взгляд Юшкова, в сложившейся ситуации встает вопрос, а возможно ли создать подобную компанию в России, и будут ли ее сертификаты приниматься властями ЕС. Ответа на него пока нет.
«Академик Черский» находился в Мукране, логистической базе проекта «Северный поток-2», более месяца. Трубоукладчик пришел в немецкий порт после того, как в районе Калининграда прошли испытания дополнительно установленного оборудования, необходимого для достройки газопровода, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. На его взгляд, нынешнее решение норвежской DNV GL делает перспективы проекта совсем уж туманными. В ближайшее время работы продолжить не получится, плюс, в Балтийском море начинается сезон штормов, что еще больше усложняет задачу. Еще до «Академика Черского» из Мукрана ушли вспомогательные суда – «Артемис Оффшор» и «Остап Шеремет».
Пока совершенно не понятно, какие действия предпримет «Газпром», поскольку без необходимых разрешительных документов он лишен возможности закончить работы по прокладке трубы, говорит Деев. На поиск новых партнеров по сертификации оборудования уйдет неопределенное время. Нужна международная компания, имеющая соответствующий опыт. Но где ее найти, если санкций со стороны Соединенных Штатов сегодня опасается большинство крупных организаций на Западе? Судя по динамике событий, опасается эксперт, СП-2 может войти в историю как памятник грандиозной незавершенной стройки.
Что касается чисто технической стороны дела, то, напомним, трубопровод общей протяженностью 1234 километра завершен на 94%. Осталось проложить участок длиной 147 километров в водах Дании, к юго-востоку от острова Борнхольм. Сухопутная часть длиной 85 километров, которая должна состыковаться с «Северным потоком-2» на берегу Германии, уже построена немецкой стороной. То есть вся необходимая инфраструктура существует. Дело, как говорится, за малым. И как раз это «малое» — 6% недостроя — и может стать непроходимым препятствием для амбициозного российского энергетического проекта.