Домой Экономика Рост тарифов ЖКХ и новые соцвыплаты: что изменится с 1 июля

Рост тарифов ЖКХ и новые соцвыплаты: что изменится с 1 июля

131
0

Какие законодательные и административные изменения вступают в силу на экваторе года

С июля традиционно повышают тарифы ЖКХ. Однако в этом году кошельки россиян еще и пополнятся: для нуждающихся семей с детьми и беременных начинаются новые выплаты, а больничный по уходу за ребенком оплатят в 100-процентном размере. Но кроме этих нововведений июль принесет еще несколько важных изменений. Например, подержанные иномарки будем покупать по новым правилам, а предпринимателям изменят систему проверок. О нововведениях второго летнего месяца — в материале «МК».

Рост тарифов ЖКХ и новые соцвыплаты: что изменится с 1 июля

Фото: Геннадий Черкасов

С 1 июля Пенсионный фонд России (ПФР) начнет прием заявлений на новые пособия беременным женщинам и семьям с детьми от 8 до 17 лет. Размер ежемесячного пособия будущей маме, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, составит 50 процентов величины регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Претендовать на выплату могут женщины, срок беременности которых шесть и более недель. Пособие будут выплачивать до месяца родов (включительно). Право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет мама или папа, в одиночку воспитывающие детей, в отношении которых по решению суда предусмотрена уплата алиментов. Размер пособия — 50 процентов величины регионального прожиточного минимума для детей. Важное условие для начисления выплат — размер дохода семьи. По правилам он не должен быть больше прожиточного минимума на душу населения в регионе.

«Мера, связанная с ежемесячной выплатой беременным, является однобокой. Она не покрывает потребностей молодых матерей даже на короткое время и никак не способствует решению демографической проблемы. Этих денег совершенно недостаточно, чтобы поддержать материально людей, решивших завести ребенка. Когда государство расходует такие мизерные суммы, они уходят в песок, ничего не дают конкретным семьям и людям. Малоимущие матери должны получать пособия гораздо большие по объему — от 20–25 тысяч в месяц. А не подачки ниже порога бедности. То же самое — и с выплатами неполным семьям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет. Их важность сомнения не вызывает. Но почему только половина прожиточного минимума? Разве ребенку надо меньше, чем взрослому человеку? Либо мы решаем проблему низкой рождаемости кардинально (что потребует совершенно других денег — в районе 300–500 млрд рублей в год), либо «доливаем по чайной ложке», и тем самым делаем ее хронической. Эта половинчатая политика Минфина не позволяет достигать целей национального развития, в том числе по повышению численности населения».

С 1 июля все получатели социальных выплат должны перейти на карту российской платежной системы «Мир». Это касается в том числе получателей пенсий, пособий и компенсаций. Из-за коронавируса срок перевода этих платежей на карты российской платежной системы несколько раз переносили. Теперь же получателям, которые используют карты иных платежных систем, следует до 1 июля заменить их на «Мир»: дальше все социальные платежи пойдут только сюда.

«Перевод выплат всех пенсий и социальных пособий на карту «Мир» с 1 июля — ожидаемое уже несколько лет решение. Ясно, что государство переводит выплаты получателям пособий на карты «Мир» в целях национальной безопасности: ведь из-за санкций карты иностранных платежных систем могут быть заблокированы, и получатели бюджетных выплат рискуют остаться без пособий, пенсионеры — без пенсий. Решение было растянуто во времени из-за того, что у части населения в некоторых регионах был невысокий уровень доверия к безналичным платежам или имелись трудности в их регулярном осуществлении. Сейчас к платежным картам все готовы, а пандемия коронавируса отчасти способствовала повышению доверия к безналичной оплате товаров. Минусом такого решения является то, что получателей бюджетных выплат переводят на карты «Мир» без выбора и отчасти принудительно, но разницы при совершении платежей внутри России по карте «Мир» или по картам других платежных систем просто нет».

В России плата за коммунальные услуги индексируется ежегодно — традиционно это происходит с июля. 2021 год не станет исключением. В среднем по стране повысятся на 4% следующие виды тарифов: на электричество, на вывоз мусора, на водоснабжение, на водоотведение и на отопление. Меньше среднего — на 3% — вырастет тариф на газ. Отдельные субъекты страны имеют право устанавливать свои тарифы на ЖКХ. В частности, они будут расти в диапазоне 3,4–6,4%. Федеральная антимонопольная служба проконтролирует соблюдение предельных индексов изменения размера платы за жилищно-коммунальные услуги и обещает, что их рост в среднем по стране не превысит 3,3%.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В российских законах откопали обязанность работодателя повышать зарплаты всем сотрудникам

«Ежегодное изменение тарифов ЖКХ неизбежно. Подорожание происходит прежде всего из-за повышения стоимости ресурсов, используемых «жилищниками». Получается, что увеличение себестоимости работы эксплуатирующих организаций из-за инфляции покрывается за счет пользователей. Коммунальщики утверждают, что без этого не смогут осуществлять услуги, поддерживать в надлежащем состоянии сети, а это чревато рисками потерь, поломок, аварий. Таким образом, у коммунальных служб нет стимулов к снижению данных издержек и потерь. Утечка воды из протекающего в подвале крана или тепла из-за плохой теплоизоляции труб зимой — все это зачастую легче покрыть за счет повышения оплаты потребителей, чем исправить. В то же время совсем не поддается объяснению, почему в отдельных городах одного региона устанавливается возможный рост тарифов в несколько раз выше, чем в среднем по данной территории».

С 1 июля вступает в силу закон, предполагающий создание в России единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений. Работодателей — органов власти всех уровней и тех, у кого в штате числится больше 25 человек, — обяжут размещать на цифровой платформе информацию о рабочих местах. Это позволит расширить банк вакансий. Искать работу через платформу будет удобнее: не потребуется приходить на личный прием в центр занятости и собирать бумаги. Кроме того, законом предусмотрены дополнительные возможности для пенсионеров. В частности, они смогут проходить профессиональное обучение в системе службы занятости не только по месту жительства, но и по месту пребывания.

«Единый цифровой реестр потенциально сделает доступ к вакансиям и связь с работодателями удобнее и проще для соискателей, а компаниям позволит с меньшими издержками закрывать текущие вакансии и управлять персоналом. Однако на интеграцию в платформу закономерно придется потратить время и усилия. При этом подобные решения по поиску и управлению персоналом успешно развиваются частными компаниями и доказали свою эффективность. Зачем же изобретать велосипед? Возможно, побочная цель от нововведения — дополнительный контроль уполномоченных органов за исполнением трудового законодательства и обеления рынка труда. Когда все ставки перед глазами — платить мимо кассы уже не так просто. Реализовать подобную инициативу можно было бы сообща: взаимодействием в рамках государственно-частного партнерства онлайн-платформ и Минтруда. Если платформам позволят выполнять функцию «коллективного работодателя» совместно с центрами занятости, это значительно снизит нагрузку на бюджет, ускорит модернизацию центров занятости, предоставит бизнесу и гражданам реально необходимый инструмент».

С 1 июля заработает Национальная система прослеживаемости товаров (НСПТ). Работающие с импортными товарами предприниматели должны будут сдавать дополнительную отчетность и по-новому оформлять счета-фактуры. С помощью НСПТ власти намерены бороться с «серым» импортом и нелегальным оборотом товаров. Через систему легко будет отследить путь товара от производителя к покупателю.

«Национальная система прослеживаемости товаров была разработана на основе анализа данных о ввозе в страну нелегальной продукции. Эксперты выявили наиболее вероятные пути поставок таких товаров и с помощью системы значительно усложнили их ввоз. Чаще всего из-за рубежа ввозят контрафактные алкогольные напитки и сигареты, которые продают по стоимости ниже, чем у официальных производителей, которые платят налоги. Из-за этого страдает здоровье населения, снижается собираемость налогов, и контрафакт портит деловую репутацию брендов. Для предприятий, действующих официально, с 1 июля принципиально ничего не поменяется. Разве что потребуется некоторое время на то, чтобы освоить правильное заполнение счетов-фактур. А вот для бизнеса, использовавшего «серые» схемы, возникнет много сложностей, которые существенно снижают прибыль от провоза контрафакта, вплоть до того, что такая работа становится невыгодной».

С 1 июля в России вводится единая минимальная розничная цена (ЕМРЦ) пачки сигарет составит 107,78 рубля. Также из магазинов исчезнет весь немаркированный альтернативный табак, а именно сигары, курительный табак и табак для кальяна. Таким образом власти пытаются бороться с нелегальной продукцией. ЕМРЦ рассчитывается на основе минимальной ставки акциза за одну тысячу штук сигарет и папирос, текущей ставки налога на добавочную стоимость (НДС) и повышающего коэффициента 1,4.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Налоговая система станет еще справедливее: самых богатых обложат еще и налогом на продажу ценных бумаг

«До последнего времени табачная продукция дорожала на 5–10 рублей раз в полгода, а учитывая двадцатипроцентный рост акцизов на табак в 2021 году, после введения ЕМРЦ средняя стоимость сигарет вырастет с нынешних 120 до 140 рублей. Повышая расценки, отраслевые ведомства надеются очистить рынок от контрафакта. Постепенное ослабление противоковидных ограничений, например в отношении открытия границ, повлекло за собой распространение нелегально ввозимых табачных изделий. Вместе с тем резкое повышение акциза стимулировало увеличение разрыва между стоимостью легального товара и подделок. Цены на табак растут, но заработные платы такими же темпами не индексируются, поэтому спрос на более дешевый табак будет усиливаться. Контрафактный рынок табака, часть которого приходит из стран СНГ, будет не только существовать, но и увеличиваться по мере возможностей».

Российские компании и ИП с июля не смогут принимать оплату их товаров и услуг с иностранных электронных кошельков. Также нельзя будет вести расчеты через такие кошельки по операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и договорами займа.

«Нововведение можно оценить как негативный фактор для отечественного бизнеса, который осложнит его работу. Но реальность такова, что геополитика не щадит никого, и бизнес будет вынужден подстраиваться под веяния времени. В целом нововведение практически никак не отразится на предпринимателях. Во-первых, они найдут возможность принимать средства иначе, во-вторых, сами потребители перестроятся и будут оплачивать товары новыми способами. На данный момент невозможно оценить долю таких платежей в общем объеме транзакций за товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности».

С 1 июля вступает в силу новый закон о государственном контроле, который призван заменить систему организации проверок бизнеса на цифровую и прозрачную. Однако для нового закона нужна хорошо разработанная подзаконная нормативная база. Пока она формируется, до 2025 года по старым правилам будут проводиться миграционные, антимонопольные проверки, проверки в сфере оборота наркотических средств и ряд других.

«Вступающий в силу Закон о государственном и муниципальном контроле — это, несомненно, очень нужный и прорывной нормативный документ, призванный наконец-то навести порядок в бессчетном числе всевозможных проверок и контрольных мероприятий различного уровня. Основная идея закона — создание сквозной системы контрольных мероприятий, базирующейся на цифровизации сферы оказания государственных услуг. Проверок станет меньше, о них будет известно заранее, и они будут обоснованными, исходя из системы управления рисками. Однако не очень поворотливая государственная машина оказалась к выполнению закона попросту не готова. Огромное количество проверочных и разрешительных, в том числе лицензионных, мероприятий вплоть до 2024 года включительно будет проводиться «по старинке» и не факт, что в установленный период органы исполнительной власти смогут перестроиться на новые, цифровые рельсы. В этой связи с большой долей уверенности можно предположить, что ближайшие три года, а именно столько отведено на переходный период, порядка с проверками станет еще меньше, а путаница — еще больше».

С 1 июля для всех россиян, переболевших коронавирусом, начнется расширенная диспансеризация. Она будет проходить в два этапа. На первом этапе врачи выявят признаки развития хронических неинфекционных заболеваний, на втором — проведут дополнительные обследования для уточнения диагноза. Если у человека обнаружат осложнения, его отправят на дальнейшее лечение.

С 1 июля подержанные автомобили при ввозе в Россию обяжут доставлять в испытательные лаборатории очно. Раньше они проходили проверку дистанционно, по фотографиям. Проверку в испытательных лабораториях обяжут проходить и машины, на которых установлено дополнительное оборудование в конструкции, например, газобаллонное оборудование или лебедка.

С 1 июля вступит в силу запрет для государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих иметь второе гражданство и вид на жительство за рубежом. Запрет касается в том числе губернаторов и их заместителей, региональных и муниципальных депутатов, главы Центрального банка и его заместителей, председателя и аудиторов Счетной палаты, уполномоченных по правам человека, ребенка и предпринимателей.

Владельцам дач и домов, которые находятся вблизи аэропортов, станет проще оформить свою недвижимость в собственность. Любое строительство вблизи аэропорта разрешено только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и по согласованию с Росавиацией. Новый закон упростит регистрацию права собственности на постройки на приаэродромной территории.