Поделиться
Россия, как один из крупнейших мировых экспортеров сырьевых товаров, традиционно находится в числе мировых лидеров по масштабу применения тарифных, нетарифных и смешанных экспортных ограничений. В краткосрочной перспективе применение ограничений на экспорт может быть оправдано необходимостью стабилизации внутренних цен, насыщения внутреннего рынка и повышения доходов бюджета. Однако долгосрочное применение экспортных ограничений может обернуться целым рядом негативных последствий для экономики, способных свести на «нет» даже краткосрочные выгоды. Необходим детальный анализ долгосрочных последствий применения ограничивающих экспорт мер с учетом особенностей каждого из затрагиваемых рынков. Об этом рассказал старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли Института прикладных экономических исследований Президентской академии Дмитрий Кузнецов.
40 тонн дизельного топлива из России. Фото: ©Lars Klemmer /dpa /Global Look Press
Согласно данным ОЭСР, на рынках промышленного сырья на Россию в 2020 г. приходилось около 6% от всех экспортных ограничений, введенных в мире, и по этому показателю страна уступала только Индии (14%) и Китаю (19%). Экспортные ограничения активно применяются и к поставкам продовольственных товаров из России, а в 2023–2024 гг. действовали «курсовые» экспортные пошлины на широкий перечень сырьевых товаров и продукции низкой степени переработки.
При этом большинство стран (особенно развитых) стараются избегать применения ограничений на экспорт. Это связано с тем, что экспортные ограничения создают рыночные искажения, которые могут нанести долгосрочный вред экономическому развитию. Основные каналы реализации негативных последствий от долгосрочного применения экспортных ограничений: снижение экспорта и производства целевых (сырьевых) товаров, дестимулирование развития перерабатывающих производств, рост затрат на администрирование экспортных ограничений.
В России, как отмечает Кузнецов, в ряде секторов применение экспортных ограничений уже начинает носить среднесрочный характер, а практика использования экспортных пошлин скорее указывает на постепенное преобладание фискального мотива. Тем самым начинает прослеживаться реализация еще одного из рисков долгосрочного применения экспортных ограничений – рост зависимости доходов бюджета от экспортных сборов и, как следствие, конъюнктуры мировых рынков экспортируемых товаров.
Эксперт считает, что компромиссом между доходами бюджета и негативными эффектами экспортных ограничений может выступить относительно небольшая экспортной пошлина (например, 1-3%) на предопределённый перечень сырьевых товаров и продукции низкой степени переработки, для которых можно говорить об устойчивом наличии ресурсной ренты. Незначительный размер пошлины позволит мере не являться существенным фактором, ограничивающим предложение товаров на экспорт; не искажать стимулы переработчиков сырья к модернизации производств; а также минимизировать применение разнообразных схем обхода пошлины и упростить администрирование.
Последовательность и стабильность политики в отношении ограничений на экспорт обеспечит отсутствие стимулов к кратковременным обходным мерам, обеспечит компаниям возможность для стратегического планирования, а также позволит не подрывать доверие иностранных покупателей к российским производителям. Поэтому крайне желательно, чтобы перечень регулируемых товаров был жестко зафиксирован на среднесрочную перспективу, условия введения и величина ограничительных мер четко прописаны.
В долгосрочной перспективе необходимо отказаться от применения ограничений на экспорт и использовать их исключительно в качестве крайней меры для краткосрочной стабилизации рынков.