Часть посевов уже потеряна Поделиться
Амбициозные планы аграриев собрать в нынешнем году 123 млн. тонн зерновых, в том числе 73 млн. тонн пшеницы, могут остаться на бумаге. Сверхлегкая авиация, обрабатывающая посевы с воздуха, по сути, осталась не у дел. К земле она прикована не туманом, а чиновничьими запретами на полеты. Первый этап битвы за урожай (борьба с сорняками) завершился, практически не начавшись. Через несколько дней авиаторам предстоит опрыскивание против вредителей. Однако и здесь возникли проблемы.
Фото: Наталия Губернаторова
Эксперты считают, что Россия может недополучить значительную часть урожая.
Без обработки полей агрохимикатами высокий урожай, чтобы его хватило для внутреннего рынка, да еще осталось на экспорт, сегодня не получишь. Зерновые сначала забивают сорняки – нужна так называемая «химическая прополка». А когда посевы набирают спелость, им угрожают вредители.
Чтобы сохранить растения в целости и сохранности, их обрабатывают наземным путем или воздушным. В чем недостаток первого способа? Колеса техники давят посевы и, как минимум, теряется около 5% урожая. Ну, и скорость обработки – трактор не сравнится с летательными аппаратами. К тому же, при дождливой погоде он в поле просто не въедет.
Поэтому на сегодняшний день порядка 80% зерновых массивов обрабатываются с воздуха – дельталетами, микросамолетами и прочими «летающими тракторами». Как правило, это чисто российская техника, которую энтузиасты собирали буквально на коленке. Но все работает надежно, проверено временем.
Стоимость обработки одного гектара с воздуха, такая же, как наземной техникой – 250 рублей. В сравнении с отдачей гектара это составляет доли процента. Вот почему крестьяне все чаще отдают предпочтение именно сверхлегкой авиации – весом не более 500 килограммов.
Летчики (как правило, отставные военные) рассказывают, что соблюдают все технологические требования. В частности, диаметр капель пестицидов должен быть не более 100 микрон, это 0,1 миллиметра. Такая капелька сразу всасывается в поры растения и даже не стекает на почву. На один квадратный сантиметр должно упасть 25 капель – такая высокая плотность.
Однако в нынешнем году с воздушной обработкой посевов появились проблемы. И где? В нашей главной житнице – в Южном федеральном округе! В Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской, Воронежской и других областях, которые традиционно радуют нас высокими урожаями.
Из-за спецоперации на Украине часть российского неба оказалась закрытой для полетов – вплоть до Волгоградской области.
— Южные регионы в зоне специального режима полетов, — рассказывает Алексей Кобызев, представитель Федерации сверхлегкой авиации РФ. — А на самом деле – запрета полетов.
Согласовывать с чиновниками режимы полетов мы начали задолго до посевной. Уточнялись разные условия и маршруты, способы передачи информации о положении летательного аппарата в воздушном пространстве. Пока все вопросы были решены, завершился очень важный первый этап – химическая борьба с сорняками. Таким образом, большинство полей оказалось в этих регионах не обработанными. А агротехнические сроки таковы, что если опоздал хоть на день, то уже дальше обрабатывать бесполезно.
— А вы как думаете? Часть урожая, не знаю какую, мы обязательно потеряем…
— Второй этап также очень важный. Он начинается с конца мая и первых чисел июня. Раньше начинать нельзя, потому что колос еще не сформировался. А позже уже нельзя, так как его повредил клоп «вредная черепашка». Он себя проявляет в стадии молочной зрелости. В созревающем колоске пшеницы надкусывает одно зернышко из сотен других, оно начинает разлагаться, захватывая соседние зерна, которые теряют клейковину и другие свойства. И уже не годятся для хлебобулочной промышленности, в лучшем случае могут использоваться, как фуражное зерно, на корм скоту.
Временной диапазон этого периода для отдельно взятого хозяйства – неделя.
Все понимают, что аграриям необходимо обеспечить продовольственную безопасность страны, получить урожай. И режимы полетов малой авиации в определенной степени смягчены. Но к нашим бортам вводятся новые требования.
Для безопасности полетов у нас установлены трекеры — это устройства для отслеживания положения объекта в воздушном пространстве через систему ГЛОНАСС. Приборы работают от вышек сотовой связи, информация о полете передается в режиме реального времени. Нам настоятельно рекомендуют устанавливать новое оборудование, работающее через спутники. Считается, что оно более надежное. Как говорят некоторые специалисты, эти трекеры передают информацию с задержкой. К тому же — финансово неподъемны, стоят около 60 тысяч рублей и дорогие по части обслуживания. Логики в замене устройств нет никакой.
Если нам опять запретят полеты, теперь уже из-за этих трекеров, мы пропустим и второй этап обработки посевов. Это будет большой удар по урожайности.
— В Южном федеральном округе официально 160 сверхлегких летательных аппаратов, имеющих необходимые документы. И около 100 тяжелых самолетов типа АН-2. Однако на самом деле воздушных судов больше, но некоторые работают «в тени», потому что не имеют всех разрешительных документов. Нормативно-правовая база, касающаяся авиации, очень сложная. Многие пилоты, после безуспешных попыток оформиться по закону, становятся нелегалами, хотя зарегистрированы индивидуальными предпринимателями и платят налоги. На мой взгляд, сегодня в ЮФО реально находятся 400-500 бортов. Но может случиться так, что и легальная, и нелегальная сверхлегкая авиация снова будет сидеть на земле…
Какую часть урожая хлеба в итоге мы можем не добрать в нынешнем году? Сегодня на этот вопрос вряд ли кто ответит. В крупных хозяйствах имеется импортная техника по наземному распрыскиванию пестицидов. Но не вся она на ходу, нет запчастей. Да и по скорости она не укладывается в оптимальные сроки обработки посевов.
Получается, что замены сельской авиации нет никакой. Но продовольственную безопасность страны обеспечивать необходимо. И пока эта задачка выглядит неразрешимой…