Лайнер отечественного перевозчика забрали по иску западного лизингодателя Поделиться
5 июня в Москву прибыл второй борт из Коломбо, доставивший домой оставшуюся часть россиян, не сумевших вылететь со Шри-Ланки 2 июня в связи с арестом российского самолета (первую партию наших туристов вывезли в субботу 4 июня). Уже отдохнувших можно поздравить с благополучным прибытием на родину. Но что делать тем, кто только начал свой отдых в Шри-Ланке с обратными билетами российской авиакомпании, которая после инцидента с задержанием лайнера полеты в эту страну прекратила? Какие перспективы у застрявших на этот раз, мы узнали у них самих.
Фото: freepik.com
Как быть и где деньги — этими вопросами наши туристы в разных частях света задаются вот уже третий год, наступая на капканы то от пандемии, то от геополитики.
Ирина и Борис из Подмосковья только начали свой отдых на ланкийском курорте Хиккадува. Впереди еще 12 дней долгожданной «расслабухи», которая омрачилась вопросом, как теперь попасть домой? Обратные билеты у пары на рейс того самого российского перевозчика, чей самолет задержан из-за иска западной компании, у которой он взят в лизинг. А до рассмотрения ирландского иска ланкийским судом российская авиакомпания летать на Цейлон (британское колониальное название острова) не может. По иронии судьбы Ира с Борей на Шри-Ланке уже застревали — в самом начале пандемии, и снова наступили на те же грабли.
— Коллеги надо мной ржут: Боря опять застрял у моря, — сетует Борис. — Но нам тут не до смеха. В пандемию вывозные хотя бы были. А теперь летите, как хотите, а деньги мы вам вернем потом.
— Тем, кто напрямую на сайте покупал, вроде бы через 10 дней. А кто через агрегатор, тому через месяц. Но на деле люди ждут возврата по 2-3 месяца. По телефону представители авиакомпании не общаются, а на сайте пишут: отдыхайте спокойно, мы вас помним.
— Боюсь, что об этом пока даже речи нет. Наши первым делом потребовали вернуть борт немедленно на уровне авиационных властей, но получили жесткий отказ. И теперь вопрос наверху решают, а это точно не быстро. Думаю, перевозчик наш просто боится потонуть в лавине запросов о возврате денег. От тех, кто уже тут, плюс те, у кого на руках их билеты на Шри-Ланку до конца лета, большинство же заранее берет. Формально авиакомпания обещала «позаботиться», но как, когда и почем, пока не понятно. И станет ли понятно до конца нашего отдыха, неизвестно. А мы рисковать не можем, нам на работу. Наверняка мы не одни тут такие трудоголики, вот перевозчик и надеется, авось сами как-нибудь выберутся, там не останутся, а дальше видно будет.
— Ну, кроме «заботы» нашей авиакомпании, в которую все же хочется верить, хотя рассчитывать на бесплатный вывозной наивно, вариант только один — покупать билеты на стыковочные рейсы иностранных авиакомпаний. А они очень дорогие. Если и были бюджетные — через Дубаи — то сейчас их уже нет, рачительный турист в такую даль билеты за неделю до вылета не покупает. Туроператоры тоже держат бронь на бюджетные рейсы. Еще проблемы с оплатой, карты-то не работают. Со шри-ланкийскими авиалиниями еще можно было бы вопрос как-то решить на месте, но они с апреля тоже в РФ не летают. Со счета в российском банке онлайн можно расплатиться только с одним эмиратским перевозчиком, а у него в наличии остались только самые дорогие билеты.
На сегодня Россия заявила протест властям острова и уже получила от них ответ, что они тут ни причём, виноват ирландский лизингодатель российского самолета, подавший жалобу и требование незамедлительно вернуть ему его собственность. И теперь без вердикта ланкийского суда (страны по месту подачи иска) никто никуда не полетит. А суд, тем более в третьей стране по делам двух зарубежных сторон, дело не быстрое.
Зато без малого 300 наших туристов, прибывших из Коломбо, исходом дела вполне довольны и свою авиакомпанию хвалят. Еще бы: их отдых закончился еще в среду утром, но из-за ареста лайнера пробыли на райском острове еще три дня да за счет перевозчика.
— Понервничать пришлось, — делится пассажирка так и не вылетевшего 2 июня рейса Коломбо-Москва. — Мы уже озверели сидеть в самолете, когда объявили, что разрешения на вылет не дают. Стали порциями выпускать, на выходе нас встречали люди от авиакомпании и везли в отели, где нас тоже уже ждали. Наверное, мариновали нас в салоне, чтобы успеть подготовиться. Хотя, конечно, все это стресс, который мы не заказывали. Приехать в аэропорт, сдать багаж и пройти все формальности, чтобы посидеть в стоящем самолете, а потом все в обратном порядке — получить багаж и уехать назад в город. Но в субботу, когда первую партию наших забрали и доставили домой, все уже подуспокоились. И, конечно, спасибо родной авиакомпании, что на эти три дня предоставили кров, кормили-поили, а теперь мы дома, живые-здоровые-отдохнувшие.
Те, кому теперь предстоит выцарапывать деньги за превратившиеся в «тыкву» билеты на Цейлон на летние месяцы, расстраиваются еще и потому что Шри-Ланка имела все шансы стать одним из самых удобных направлений для российского туриста.
— Такую страну закрыли! — сокрушается Антон из Москвы, «счастливый» обладатель 3-х билетов на всю семью на Шри-Ланку на июнь. — За все можно в рублях платить — и билет, и отель, и на месте.
— Турфирмы, работающие со Шри, бронируют тебе отель из РФ и выписывают чек. С ним прилетаешь, прямо в аэропорту тебя ждет их человек, получает оплату в рублях. Приезжаешь в отель, все уже оплачено. На курортах все менялы рубль принимают. Говорят, одна из эмиратских авиакомпаний после бронирования шлет россиянам ссылку на сайт, где можно нашими картами оплатить. Это был бы выход, хотя и для кибермошенников раздолье. А мне бы еще с этих получить.