Эксперты рассказали, как не оказаться жертвой коммунальных аферистов
Жилищно-коммунальная сфера стала новым приложением сил финансовых мошенников, использующих технологии социальной инженерии (обмана или запугивания клиентов). Об этом предупреждают госбанки, работающие с квитанциями населения на оплату коммунальных услуг. Современные «остапы бендеры» начали выманивать у россиян данные банковских карт с помощью рассылки фальшивых квитанций о якобы имющихся долгах по оплате ЖКХ.
Такой тип обмана стал актуален из-за роста коммунальных расходов при удаленной работе и в силу того, что в конце декабря заканчивается правительственный мораторий на начисление штрафов и пени за просрочку платежей по ЖКХ.
Фото: Екатерина Шлычкова
Суть схемы, по сообщениям выявивших ее банковских служб, такова. Злоумышленники по электронной почте сообщают потенциальным жертвам о якобы возникших у тех в течение 2020 года долгах по жилищно-коммунальным услугам. При этом, как правило называется не слишком пугающая и способная вызвать подозрения сумма: от 10 тыс до 20 тыс рублей.
Далее жильцов просят оплатить онлайн поддельные квитанции или предоставить сведения об уже произведенной оплате. Сообщение содержит ссылки сайты, куда следует вводить реквизиты. И если «клиент» клюет на эту уловку и делится своими персональными данными, то мошенники тут же получают доступ к его банковскому счету. Но в ряде случаев они не успокаивались даже тогда, когда клиент игнорировал почтовое сообщение: ему звонили якобы от лица управляющей компании для проверки совершенных ранее в этом году платежей и, используя пресловутые методы социальной инженерии (обмана или запугивания), убеждали в наличии «долга по квартплате».
При этом мошенники уже в телефонном разговоре пытались выяснить способы оплаты и реквизиты карты, по которой проводился платеж, а затем предлагали совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из СМС.
Пока эта схема выуживания денег не получила очень уж широкого распространения, но финансовые эксперты считают ее потенциально весьма опасной для населения. Во–первых, потому что в условиях пандемии и удаленной работы расходы на коммунальное обслуживание резко возросли, вопрос погашения задолженности может быть актуальным для очень многих жильцов.
Во-вторых, мошенники решили воспользоваться тем, что в конце года управляющие компании традиционно делают перерасчет коммунальных платежей, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счетчиков воды и электроэнергии.
В–третьих, в конце декабря кончается правительственный мораторий на штрафы и пени за просрочки коммунальных платежей в период пандемии. И, поскольку сейчас, по данным Росстата, долги населения за коммунальные услуги составляют внушительную сумму в 730 млрд рублей, многие граждане ждут неприятных сообщений о своих коммунальных долгах и просрочках . Они не очень удивляются, когда им приходят соответствующие письма и поступают звонки. Поэтому число жертв нового коммунального мошенничества может составить многие тысячи.
Чем вызвано внимание аферистов к коммунальной сфере и как противостоять такого рода ловушкам? С этими вопросами «МК» обратился к экспертам.
«Мошенники в этом году очень сильно активизировались во многих направлениях — в переводах с карты на карту, при оплатах граждан за покупки в интернете, по оплате за услуги ЖКХ…
Главная причина: в 2020 году из-за пандемии произошел резкий рост безналичных оплат. Здесь сказывается и массовый перевод сотрудников на удаленку, и карантинные меры (когда люди стараются меньше посещать общественные места, магазины, банковские отделения), и многое другое. Число различных фишинговых ресурсов, которые создают мошенники, в этом году выросло на 185% — почти в три раза по сравнению с прошлым годом.
Нет ничего удивительного и в том, что на платежки по ЖКХ мошенники также обратили внимание. Только на конец октября задолженность по коммунальным услугам в России составила 1,3 трлн рублей, большая ее часть (0,7 трлн) — это долги населения. А оплаты через интернет по таким счетам наши граждане проводят в два раза чаще, чем год назад».
«В данном случае мошенники в первую очередь играют на том, что у людей нет времени и желания проверять подлинность сумм, которые они якобы должны заплатить. Кстати, именно такими способами пользуются и вполне легальные управляющие компании, которые выставляют счета с «лжезадолженностью» в надежде, что люди не будут ничего проверять и оплатят, сколько написано. А на самом деле эти УК либо раскидывают на всех жителей долги неплательщиков, либо просто хотят нажиться.
Если в январе 2021 года закончится мораторий на штрафы и отключения за неуплату услуг ЖКХ, то могут появиться и новые виды мошенников, и вырасти их число. Такие обманы действительно могут участиться, когда мошенники будут звонить, угрожающим тоном говорить об отмене моратория и о якобы необходимости срочно что-то оплатить.
Что касается того, что в конце года могут присылать квитанции с перерасчетами, то, получив такую квитанцию, необходимо обратиться в управляющую компанию и всё перепроверить, поскольку ошибаться — а то и мошенничать могут и они».