Домой Экономика Открылось новое мошенничество с платежками ЖКХ

Открылось новое мошенничество с платежками ЖКХ

317
0

Эксперты рассказали, как не оказаться жертвой коммунальных аферистов

Жилищно-коммунальная сфера стала новым приложением сил финансовых мошенников, использующих технологии социальной инженерии (обмана или запугивания клиентов). Об этом предупреждают госбанки, работающие с квитанциями населения на оплату коммунальных услуг. Современные «остапы бендеры» начали выманивать у россиян данные банковских карт с помощью рассылки фальшивых квитанций о якобы имющихся долгах по оплате ЖКХ. 

Такой тип обмана стал актуален из-за роста коммунальных расходов при удаленной работе и в силу того, что в конце декабря заканчивается правительственный мораторий на начисление штрафов и пени за просрочку платежей по ЖКХ.

Открылось новое мошенничество с платежками ЖКХ

Фото: Екатерина Шлычкова

Суть схемы, по сообщениям выявивших ее банковских служб, такова. Злоумышленники по электронной почте сообщают потенциальным жертвам о якобы возникших у тех в течение 2020 года долгах по жилищно-коммунальным услугам. При этом, как правило называется не слишком пугающая и способная вызвать подозрения сумма: от 10 тыс до 20 тыс рублей.

Далее жильцов просят оплатить онлайн поддельные квитанции или предоставить сведения об уже произведенной оплате. Сообщение содержит ссылки сайты, куда следует вводить реквизиты. И если «клиент» клюет на эту уловку и делится своими персональными данными, то мошенники тут же получают доступ к его банковскому счету. Но в ряде случаев они не успокаивались даже тогда, когда клиент игнорировал почтовое сообщение: ему звонили якобы от лица управляющей компании для проверки совершенных ранее в этом году платежей и, используя пресловутые методы социальной инженерии (обмана или запугивания), убеждали в наличии «долга по квартплате».

При этом мошенники уже в телефонном разговоре пытались выяснить способы оплаты и реквизиты карты, по которой проводился платеж, а затем предлагали совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из СМС.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Риски увеличиваются: почему ЦБ оставил ключевую ставку без изменений

Пока эта схема выуживания денег не получила очень уж широкого распространения, но финансовые эксперты считают ее потенциально весьма опасной для населения. Во–первых, потому что в условиях пандемии и удаленной работы расходы на коммунальное обслуживание резко возросли, вопрос погашения задолженности может быть актуальным для очень многих жильцов. 

Во-вторых, мошенники решили воспользоваться тем, что в конце года управляющие компании традиционно делают перерасчет коммунальных платежей, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счетчиков воды и электроэнергии.

В–третьих, в конце декабря кончается правительственный мораторий на штрафы и пени за просрочки коммунальных платежей в период пандемии. И, поскольку сейчас, по данным Росстата, долги населения за коммунальные услуги составляют внушительную сумму в 730 млрд рублей, многие граждане ждут неприятных сообщений о своих коммунальных долгах и просрочках . Они не очень удивляются, когда им приходят соответствующие письма и поступают звонки. Поэтому число жертв нового коммунального мошенничества может составить многие тысячи.

Чем вызвано внимание аферистов к коммунальной сфере и как противостоять такого рода ловушкам? С этими вопросами «МК» обратился к экспертам.

«Мошенники в этом году очень сильно активизировались во многих направлениях — в переводах с карты на карту, при оплатах граждан за покупки в интернете, по оплате за услуги ЖКХ…

Главная причина: в 2020 году из-за пандемии произошел резкий рост безналичных оплат. Здесь сказывается и массовый перевод сотрудников на удаленку, и карантинные меры (когда люди стараются меньше посещать общественные места, магазины, банковские отделения), и многое другое. Число различных фишинговых ресурсов, которые создают мошенники, в этом году выросло на 185% — почти в три раза по сравнению с прошлым годом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В России появится мусульманский банк: работает по законам шариата

Нет ничего удивительного и в том, что на платежки по ЖКХ мошенники также обратили внимание. Только на конец октября задолженность по коммунальным услугам в России составила 1,3 трлн рублей, большая ее часть (0,7 трлн) — это долги населения. А оплаты через интернет по таким счетам наши граждане проводят в два раза чаще, чем год назад».

«В данном случае мошенники в первую очередь играют на том, что у людей нет времени и желания проверять подлинность сумм, которые они якобы должны заплатить. Кстати, именно такими способами пользуются и вполне легальные управляющие компании, которые выставляют счета с «лжезадолженностью» в надежде, что люди не будут ничего проверять и оплатят, сколько написано. А на самом деле эти УК либо раскидывают на всех жителей долги неплательщиков, либо просто хотят нажиться.

Если в январе 2021 года закончится мораторий на штрафы и отключения за неуплату услуг ЖКХ, то могут появиться и новые виды мошенников, и вырасти их число. Такие обманы действительно могут участиться, когда мошенники будут звонить, угрожающим тоном говорить об отмене моратория и о якобы необходимости срочно что-то оплатить.

Что касается того, что в конце года могут присылать квитанции с перерасчетами, то, получив такую квитанцию, необходимо обратиться в управляющую компанию и всё перепроверить, поскольку ошибаться — а то и мошенничать могут и они».