Домой Экономика От парфюма до автомобилей: какие товары подорожают до Нового года

От парфюма до автомобилей: какие товары подорожают до Нового года

92
0

Эксперты объяснили, почему в России растут цены не только на еду

Не только продукты пугают россиян своими ценами. Согласно прогнозу Минэкономразвития, непродовольственные товары тоже ждет подорожание — к концу года на 7,2%. Какие именно товары непродовольственного сектора ждет подорожание в ближайшие месяцы, на сколько они подскочат в цене и почему? Ответы на эти вопросы «МК» искал с помощью экспертов.

От парфюма до автомобилей: какие товары подорожают до Нового года

Рост инфляции, по итогам сентября согласно Росстату достигшей показателя в 7,4% в годовом исчислении — максимального за пять лет, вызвал огромный резонанс в обществе. До сих пор считалось, что главным драйвером роста цен в стране являются продукты питания. Но Минэкономразвития неожиданно развеял этот миф, пообещав, что товары непродовольственной группы, подорожают до конца года еще сильнее. По словам опрошенных «МК» экспертов, наибольший рост цен к концу года будет наблюдаться в сегментах строительных материалах, табачных изделий и автомобилей. Наши собеседники назвали товары, которые подорожают сильнее других к Новому году.

Сигареты во II полугодии 2021 года могут подорожать в среднем до 140-145 рублей за пачку со 135,8 рубля в I полугодии, сообщили аналитики оператора фискальных данных ОFD. Примечательно, что фактического основания для увлечения стоимости табака и табачной продукции нет, так как все индексации налогов и акцизов давно учтены в ценах. Однако есть множество косвенных факторов, влияющих на ценообразование на табачном рынке.

Комментирует Юрий Баранчик, замдиректора Института РУССТРАТ: «Стоимость сигарет и табачных изделий может вырасти на 4-7% к Новому году из-за роста стоимости сырья: ведь многие виды табака, бумаги, фильтров наши производители импортируют из-за рубежа. Кроме того, акциз на табачные изделия обычно растет с января, потому в преддверии повышения цен на сигареты в их стоимость самими производителями уже к концу года закладывается определенное повышение».

Одежда, обувь, аксессуары дорожают весь год и будут дорожать вплоть до конца декабря. Причины — рост стоимости нефти (она используется в производстве каучука и резины, это влияет на стоимость обуви), увеличение мировых цен на хлопок, шерсть, лен и другие материалы, повышение затрат логистики в глобальном масштабе. Из чисто российских факторов — увеличение затрат производителей на ЖКХ, перевозки, импортные составляющие (пуговицы, молнии и прочие комплектующие — все это мы закупаем в Китае или других азиатских странах).

Комментирует Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари»: «В стоимости одежды и обуви в рознице заложен фактор логистики, оплаты труда, увеличения цены на исходные материалы — ткани, фурнитуру. Сезонный (зимний) всплеск спроса на верхнюю одежду и теплую обувь с аксессуарами может в конечном счете понять ценник на одежду до 20%, но по многим видам одежды и обуви это подорожание уже произошло».

Стоимость автомобилей не растет линейно. Перебои с поставками микрочипов и комплектующих для камер или высокотехнологичного оборудования учитываются продавцами — это сказывается, прежде всего, на комплектациях предлагаемых к продаже автомобилей. При высокой розничной цене предложение сейчас гораздо более скромное. Обычно цены на автомобили в рознице повышаются 1-2 раза в год — когда появляется модельный ряд нового года выпуска и если курсы валют скачут. В этом году цены на автомобили иностранного производства понимались не менее четырех раз, продавцы объясняют это вакуумом предложения от производителя. На таком фоне ценник может расти действительно бесконечно.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На жилищном рынке надувается кредитный пузырь: эксперты рассказали о финансовых рисках

Комментирует Юрий Баранчик: «Автомобили начали дорожать год назад, в этом году средний рост стоимости новых автомобилей эконом-сегмента составил 25%, премиум-сегмента — 12%, бизнес-класса— более 15%. Причина – рост стоимости металлов, нехватка чипов, удорожание логистики (стоимость морского фрахта в этом году выросла в 10 раз). Кроме того, удорожание нефти на мировом рынке ведет к росту цен на резину, что влияет на цену автомобильных шин и других компонентов, сырьем для изготовления которых служит нефть. До Нового года средний рост цен на автомобили разных классов в РФ может составить 3-5% к текущему уровню».

Строительные материалы резко подорожали в этом году на фоне повышенного спроса на внешних рынках — по мере восстановления экономики после пандемии разным странам понадобилось гораздо больше металлических изделий, цемента и смесей, чем год назад. За I полугодие текущего года рост цен на стройматериалы в среднем составил от 15% до 80%, а на отдельные позиции цены увеличились в два раза. Склады после локдаунов были пустыми, заказы увеличивались сразу в несколько раз, что привело к определенному дефициту и росту цен.

Комментирует Анна Бодрова: «Ситуация с ценами на стройматериалы не выглядит здоровой, тут есть черты и демпинга, и монополизма. С приходом осени некоторые из строек останавливаются, что может сказаться на снижении спроса на стройматериалы, но вряд ли эта связь будет четкой и ясно видной. Цены на стройматериалы будут продолжать расти, пока продавать их на экспорт будет выгоднее. Верхняя граница прироста цены на стройматериалы отсутствует — это может быть 10% к концу года, а может быть и 50% по ряду позиций».

Что касается бензина, то здесь ценообразование достаточно сложное. В розничной цене литра Аи-95, две трети стоимости — это налоги, сборы, акцизы. Все остальное — это производство, логистика, заработные платы, цена самого сырья и так далее. За счет увеличения издержек в этих сегментах цены и растут. При этом правительство сдерживает стоимость бензина в розница, на заправках за счет механизма демпфера, который действует для крупных энергетических компаний страны.

Комментирует Юрий Баранчик: «Бензин, который подорожал в среднем по стране более чем на 6% с начала года, вероятнее всего, замедлит темпы роста. Осенний всплеск роста стоимости, случившийся в середине сентября был обоснован остановкой ряда российских НПЗ на плановые ремонты. В настоящее время предприятия работают в прежнем режиме, опасений дефицита топлива в России нет. По итогам года рост стоимости бензина будет в рамках инфляции (7,6% на текущий момент), как и прогнозировал Минэкономразвития».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россияне не заметят падения цен на продукты

Минэкономразвития предлагает повысить пошлины на ввозимую из Евросоюза парфюмерию и декоративную косметику. Размер новых пошлин, ведомство пока не определило. Данные меры преподносятся как ответ на санкции ЕС на поставку металлургической продукции. Если о введении пошлин на парфюмерию и косметику станет известно заранее, то уже до нового года соответствующая продукция на прилавках может показать ценовой рост- продавцы и поставщики сыграют на опережение.

Комментирует Юрий Баранчик: «В случае, если правительство повысит пошлины на импорт духов, туалетной воды, средств ухода за кожей, то стоимость иностранных товаров для потребителей увеличится на 5-30% в зависимости от категории».

Цена на такси может вырасти по причине подорожания бензина, других горюче-смазочных материалов и метана. Стремительный разгон инфляции и резкий рост закредитованности, вынуждают все больше россиян урезать расходы на самое необходимое. О заметном увеличении расходов, согласно последним соцопросам, рассказали 43% россиян. Согласно этим данным, зоной инфляционного бедствия, в частности, стал рост цен на транспорт и такси — его назвали 38% респондентов.

Комментирует Анна Бодрова: «В стоимости услуг такси имеет значение цена топлива, уровень оплаты труда, состояние трафика. Все это непосредственно влияет на итоговую цену поездки, а в осенне-зимний период цены обычно становятся немного выше, на 2-5% в среднем».

Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Основные причины подорожания не ослабляют своё действие. Среди них важную роль играют внешние факторы. В частности, продолжение «накачки» деньгами реального сектора от ведущих центробанков мира. Энергетический кризис с многократным взлётом цен на топливо, электричество, который делает дороже товары, ведёт к сокращению и даже прекращению производства многих из них. Нарушения поставок по глобальным цепочкам товаров, комплектующих, деталей из-за последствий пандемии и локдаунов — нехватки средств передвижения, контейнеров, даже водителей. Перевозки в контейнерах из Юго-Восточной Азии стали дороже на 800%. Но из этого региона в основном и идут к нам поставки — автомобили и запчасти, электроника и бытовая техника, одежда и обувь, многие продукты питания. Относительное сокращение выпуска многих сельхозпродуктов из-за неурожая, засухи, в том числе и в России.

К перечисленным общемировым негативным явлениям добавляются и чисто российские реалии. Монополизм в экономике, ограниченная конкуренция, административный диктат над бизнесом, повышение ключевой ставки ЦБ и удорожание кредитов — всё это уменьшает возможности поставок товаров на рынок, способствует монопольному увеличению цен.

С другой стороны, есть и ограничения для роста цен. Они связаны, прежде всего, с низким платёжеспособным спросом населения из-за малых доходов. Увеличение ставок по кредитам препятствует и привлечению заимствований для покупок товаров. Поэтому можно предположить, что более быстрыми темпами будут продолжать дорожать товары самые насущные, от которых нельзя отказаться. Это -продукты питания, включая овощи( из-за неурожая), медикаменты, хозтовары, средства бытовой химии, повседневная одежда, бензин и табак».