Дешевый рубль ударил по еде
В 2021 году человечеству грозит тяжелейший продовольственный кризис. Преодолеть его помешает нехватка денег, потраченных на борьбу с COVID-19. Из-за пандемии число голодающих в мире выросло с 135 млн до 270 млн, заявил директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли. В этой связи напрашивается ряд вопросов: а что же с Россией, насколько подорожают у нас продукты питания, придется ли людям отказаться от каких-то привычных покупок?
Фото: Наталья Мущинкина
Тенденции не обнадеживают. Ноябрьский рост цен в годовом исчислении достиг максимума с июля 2019 года: тогда инфляция составила 4,6%, сегодня – 4,42%. Это уже за пределами прогнозов правительства и Центробанка.
Рекордными темпами растет продовольственная инфляция: в ноябре сахар-песок подорожал на 8,94% (по сравнению с октябрьским показателем), подсолнечное масло – на 7,44%, куриные яйца – 7,09%, огурцы – на 39,2%, помидоры – на 27,6%, картофель – на 7,2%.
В числе основных факторов, формирующих такую картину, аналитики упоминают ослабление рубля. С января отечественная валюта подешевела к доллару на 25%, и это не могло не отразиться на ценах, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Затраты компаний-изготовителей автоматически выросли, поскольку в производстве практически всех продуктов питания в России есть импортная составляющая.
Еще одно весомое обстоятельство — увеличение мировых цен. На фоне пандемии во многих регионах планеты возникли проблемы с проведением весенних полевых работ и сбором урожая. О том, что это обернется дефицитом продовольствия в глобальном масштабе, ООН и ВТО предупреждали еще весной. Именно это мы сейчас и наблюдаем.
По словам Деева, в России такая ситуация сказалась, в первую очередь, на пшенице, которая внутри страны подорожала на 30%. Это привело к росту отпускных цен на хлеб, муку, мясо, яйца, молоко. Нынешний тренд на ослабление рубля получит продолжение в 2021 году, и будет и дальше разгонять продовольственную инфляцию. Кроме того, с января вырастут акцизы на алкоголь, усилится налоговая нагрузка на бизнес, будет продолжена кампания по маркировке различной продукции. Производителям придется закладывать в цены все эти дополнительные издержки.
В 2020 году из-за обесценившегося рубля подорожали импортные корма, сырье и материалы. Сложился дефицит посевных площадей под отдельные зерновые культуры, например, гречиху и сахарную свеклу. В результате подорожали гречневая крупа и сахар, непременный ингредиент кондитерских изделий, рассуждает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Эксперт напоминает о теории, согласно которой рост цен на продовольствие имеет циклический характер, и в среднем цикл длится два года. Похоже, что Россия в 2020 году (кроме факторов пандемии и падения рубля) пребывала во второй фазе такого циклического роста, начавшегося годом ранее из-за повышения НДС. По словам Мильчаковой, если сбудутся оптимистические прогнозы на будущий год, связанные с массовой вакцинацией от коронавируса, вероятным усилением спроса на нефть и с не менее ожидаемым укреплением рубля, то пищевая инфляция не превысит 3,5%.
В ноябре вся плодоовощная продукция традиционно начинает дорожать, это чисто сезонный фактор. Мы переходим на импортные, привязанные к валюте и фондовому рынку овощи и фрукты, ввозя их в больших объемах, поясняет генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. По ее данным, раньше доля импорта составляла около 70%, сегодня она сократилась до 45%. До конца декабря, в связи с новогодними праздниками, цены на огурцы, помидоры, картофель могут прибавить еще 10-15%. Что касается подсолнечного масла, то его подорожание обусловлено двумя моментами: в этом году из-за неурожая валовой сбор семечек оказался меньше прошлогоднего, во-вторых, вырос спрос со стороны внешних рынков и, соответственно, экспорт.
Если же говорить о 2021 годе, то, по прогнозу Тюриной, нас ждет дальнейший рост цен на зерно. Мировой спрос на российскую пшеницу остается высоким, наши экспортеры закупают ее на внутреннем рынке в больших объемах. Мука и хлеб дорожают по цепочке (в 2020 году — на 25% и 10% соответственно), а производители хлеба находятся в крайне уязвимом положении: активно повышать цены они не могут, боясь падения спроса (плюс, это социальный продукт), при этом у них очень низкая рентабельность.
Что касается текущего спроса граждан на продукты питания, то он, на взгляд Тюриной, переместился из высокоценового сегмента в средне- и низкоценовые. Сегодня люди, чьи доходы упали из-за коронакризиса, покупают прежние объемы еды, но – по меньшей стоимости и, как правило, худшего качества.