Санкции лишают отечественные компании передовых технологий и конкурентных стимулов Поделиться
Сейчас можно говорить даже не об упрощении, а о примитивизации экономики. Не нравится термин? Ладно, пусть будет «упрощение». Но дело ведь, в конце концов, не в терминологии, а в существе: российская экономика явно упрощается, она не становится более сложной с точки зрения технологических характеристик, ассортимента производимой продукции, да и с точки зрения ее качества.
Фото: Алексей Меринов
Ярчайший пример — происходящее в российском автопроме. Помните, как весной текущего года Тольяттинский автозавод объявил о том, что переходит на выпуск продукции без подушек безопасности, антиблокировочных систем тормозов (ABS) и систем курсовой устойчивости автомобиля (EPS)? Спустя некоторое время, правда, появилось сообщение о том, что проблему с комплектацией отечественных авто подушками безопасности вроде как решили. Однако те цифры, которые прозвучали на недавнем совещании по проблемам автопрома в Совете Федерации, говорят о том, что выпускаемые российские автомобили еще долго могут оставаться техникой даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Судите сами: на разработку российской автоматической коробки переключения передач (АКПП) может потребоваться 4–5 лет (и 30 млрд рублей). Даже на разработку не автоматической, а механической коробки передач потребуется 10 млрд рублей, на разработку полного привода — 20 млрд рублей. И еще оказывается, что сегодня на АвтоВАЗе в зоне риска от 100 до 300 комплектующих.
Автомобили, конечно, хороший пример того, как упрощается российская экономика, но далеко не единственный. В других отраслях тоже идут похожие процессы. Почему так происходит? Причин несколько.
Во-первых, секторальные санкции лишают Россию передовых (да даже не передовых, а просто современных) технологий. Мы десятилетиями говорили о том, что надо слезать с нефтяной иглы, подразумевая, что взамен требуется создавать высокотехнологичную экономику. Не слезли. Не создали. Именно поэтому столь чувствительными оказываются технологические санкции. Учтем и то, что передовые в технологическом плане предприятия в России — это крупные компании, против которых в основном и введены санкции. Это сказывается на их работе, это влияет на технологический уровень производств.
Уход иностранного бизнеса из России также оказывает негативное влияние на перспективы технологического развития страны. Иностранцы, многие из которых по-настоящему глобальные компании, приходили на рынок России со своими передовыми технологиями, развивали свой бизнес, усовершенствуя технологические процессы на наших просторах. Трансфер зарубежных технологий в Россию опирался на тот иностранный бизнес, который присутствовал в стране. Теперь эти процессы, очевидно, в значительной степени затруднены.
Во-вторых, примитивизация экономики происходит из-за обрыва транспортно-логистических цепочек. Оказалось, что эта проблема болезненнее всего сказывается как раз на производстве высокотехнологичной продукции. И понятно почему: именно у таких производств много комплектующих, сложная логистика.
В-третьих, примитивизация производства — это естественное следствие бизнес-поведения компаний в нынешних кризисных условиях. Кризис — это финансовые проблемы, которые можно попытаться решать в том числе за счет снижения расходов, за счет сокращения издержек производства. Издержки сокращают у нас просто: не вкладывают средства в разработку нового, передового. Даже упаковку продукции упрощают так, что дальше некуда.
В-четвертых, упрощение экономики является следствием снижения уровня конкуренции в ней. Прежде всего, само государство принимает решения, ограничивающие конкуренцию. Делается это, конечно, из лучших побуждений — для более успешного противостояния санкциям. Однако такие решения необходимо соизмерять с возможными негативными последствиями от их принятия. К примеру, постановлением Правительства РФ 10 марта 2022 года было установлено, что до 31 декабря этого года у заказчиков появляется «дополнительное право осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)», определенное, соответственно, актом Правительством РФ и местного органа власти.
Также было решено другим постановлением Правительства РФ (от 6 марта 2022 года), что если недружественные страны ввели санкции или ограничения против заказчика, то он вправе при проведении закупки не размещать в Единой информационной системе сведения о победителе. Кредитных организаций это тоже касается, если санкции и ограничительные меры применимы к лицам, которые контролируют эту кредитную организацию. То есть подсанкционные структуры фактически официально освобождаются от конкуренции внутри страны. Был принят еще целый ряд решений, которые, если оценивать их с точки зрения влияния на уровень развития конкуренции, действуют негативно.
Существенные риски для конкуренции в России возникли в последнее время и из-за массового исхода и приостановления деятельности иностранных компаний в России. Эти компании, как правило, являлись лидерами в своих отраслях, продуктовых и товарных нишах. Когда уходит лидер, можно, конечно, рассчитывать на то, что среди оставшихся компаний конкуренция возрастет. Однако то, что происходит сегодня с исходом иностранного бизнеса из России, — это все-таки не такой случай.
Таким образом, в настоящее время в нашей стране существуют риски серьезного снижения уровня конкуренции в экономике. А с невысоким уровнем развития конкуренции исчезает необходимость в экономике что-то совершенствовать, добиваться более высокого технического уровня выпускаемой продукции, думать о необходимости повышения ее потребительских качеств. Зачем? И так купят, потому что другого-то и нет. Понятно, какая будет в таком случае экономика — простая!
В-пятых, сами россияне оценивают качество российских товаров выше, чем импортных. Это удивительно, но если верить результатам соответствующего социологического исследования ВЦИОМа, проведенного в мае 2022 года, то это действительно так. На вопрос: «Как вы считаете, качество каких продуктов выше: отечественных или импортных?» — ответили, что скорее отечественных — 56% опрошенных, скорее импортных — 22%, затруднились с ответом — 22%. Но если наше — оно лучше, качественнее, то вот она главная потребительская характеристика — чтобы товар был отечественного производства. Если это так, то зачем тогда заботиться о каких-то потребительских характеристиках продукции? Наше? Будьте довольны. И мы довольны, ну, во всяком случае, большинство из нас. Когда есть такое отношение со стороны потребителей, это снижает планку требований к выпускаемой продукции. В том числе поэтому эта планка находится сегодня на недостаточно высоком уровне.
Итак, экономика упрощается, примитивизируется. Это страшно? Ну, в общем-то, нет. Она же функционирует даже в условиях санкций… Хотя как на это посмотреть. Проблема в том, что другие экономики в то же время идут вперед. Они естественным образом усложняются, диверсифицируются, наращивают добавленную стоимость, а следовательно, становятся более прибыльными. Именно за ними будущее. Можно ли нам встать на эту дорогу экономического развития? Надеюсь, что можно. Однако пока нам стоит принять как факт: чтобы элементарно выжить, российская экономика упрощается.