Домой Экономика Коммунальщиков захотели обязать компенсировать россиянам некачественные или неоказанные услуги

Коммунальщиков захотели обязать компенсировать россиянам некачественные или неоказанные услуги

30
0

Правозащитники требуют автоматически корректировать счета и делать это бесплатно для потребителей Поделиться

Минстрой РФ может пересмотреть систему перерасчета стоимости услуг ЖКХ, если они оказались некачественными или вообще не были предоставлены. С соответствующим письмом в строительное ведомство общественные и правозащитные организации. Особенно актуально это может оказаться при расчетах за водоснабжение или отопление, которые зачастую в разных регионах страны временно отключаются из-за сильной изношенности оборудования. Как нужно реформировать систему, чтобы россияне не переплачивали за ЖКХ, «МК» рассказала одна из авторов обращения, специалист Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), юрист Диана Сорк.

Коммунальщиков захотели обязать компенсировать россиянам некачественные или неоказанные услуги

Фото: Геннадий Черкасов

— Как показал опрос КонфОП, почти треть россиян (28,5%) заметили ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг за последний год. Мы считаем, что это закономерный результат того, что раньше в сфере ЖКХ был федеральный надзор, а сейчас всё перешло на местный уровень, что негативно сказалось на качестве предоставляемых услуг. Все помнят, как в этом году зимой люди в различных регионах, в том числе в Подмосковье, оказывались без отопления на несколько дней. Уровень износа коммунального оборудования в России очень высок, есть сферы, например, водоснабжение, где этот показатель доходит до 50%. Можно с уверенностью прогнозировать, что если ничего не изменится, то количество коммунальных аварий будет расти. А россияне между тем платят за услуги в полном объеме, независимо от того, были ли они предоставлены потребителям и какого оказались качества. Качество коммунальных услуг чаще всего контролируют службы, подчиняющиеся местным властям, которые, в свою очередь, эти компании и учреждают. Возникает конфликт интересов. В этой системе потребители чаще всего получают в ответ на свои жалобы просто отписки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Айтишники предложили россиянам «цифровое бессмертие»

— Мы обратились в Минстрой с инициативой по организации системы автоматического перерасчета стоимости коммунальных услуг для россиян, если эти услуги оказались ненадлежащего качества или вообще не были предоставлены.

— Теоретически и по закону добиться перерасчета можно и сейчас, но для этого потребителю необходимо сделать такое количество шагов, что де-факто никто из граждан за перерасчетом не обращается. Основная проблема в настоящее время — необходимость самостоятельного обращения пострадавшего за перерасчетом стоимости услуг ЖКХ. На это идут единицы, поскольку в случае подачи такого заявления у управляющей компании всегда есть вариант сказать, что она не согласна с потребителем, и отправить его в суд. Тогда человек вынужден будет нести уже достаточно высокие расходы для того, чтобы доказать свою правоту и добиться через суд перерасчета. Раньше с иском могли обратиться коллективно, от конкретной организации, например, от местного общества потребителей или иски предъявляли территориальные отделения Роспотребнадзора, но это были единичные истории.

Однако даже после завершения разбирательств в суде по таким заявлениям потребителю необходимо было уже в отдельном порядке еще раз обращаться в суд для получения его решения на конкретный перерасчет коммунальных услуг. Нынешний механизм исков в защиту неопределенного круга лиц не позволяет добиваться сразу компенсации пострадавшим от некачественных коммунальных услуг.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россияне ставят рекорды сберегательной активности

— Каждому гражданину, имеющему собственность, в месяц начисляется некая сумма «за коммуналку». Ее нужно просто поделить на количество дней или часов в зависимости от избранного механизма перерасчета. Предположим, происходит авария и в доме нет отопления два дня. Тогда из ежемесячного счета за услуги ЖКХ автоматически вычитается стоимость этих двух дней.

Мы считаем, что человек не должен делать никаких телодвижений, чтобы платить меньше. Информация об аварии и стоимости услуг ЖКХ должна быть доступна потребителям, чтобы люди видели, насколько они меньше должны заплатить, и могли перепроверить, правильно ли им все рассчитали. А вот сети с управляющей организацией должны уже сами потом разбираться, кто виноват в аварии и за чей счет будет снижена цена услуг. Потребитель страдать не должен.

— Нужна только политическая воля. И мы планируем добиваться, чтобы она была проявлена властями. Мы хотим, чтобы потребители, которые страдают от некачественного оказания жилищно-коммунальных услуг, имели право на адекватное снижение платежей и это происходило автоматически.