Домой Экономика Эффективность запрета на экспорт бензина поставили под сомнение

Эффективность запрета на экспорт бензина поставили под сомнение

129
0

Это не сдержит рост цен на заправках

Похоже, российский рынок моторного топлива не избежит жесткой директивной меры, чреватой проблемами для производителей. Речь идет о сезонном запрете на экспорт бензина, точнее, о проекте соответствующего постановления. Мин-энерго подготовило этот документ в апреле, а после майских праздников, как сообщил глава ведомства Николай Шульгинов, его рассмотрит правительство. По словам опрошенных «МК» экспертов, эмбарго ударит по рентабельности НПЗ, а сдержать цены с его помощью не удастся.

Эффективность запрета на экспорт бензина поставили под сомнение

Фото: Евгений Семенов

Собственно, документов на эту тему существует два. В первом говорится о трехмесячном запрете на вывоз из России бензина и легких дистиллятов (категории бензинов с повышенными октановыми числами) «для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в периоды пикового спроса и массовых ремонтов на НПЗ». Второй проект вносит бензин и легкие дистилляты в перечень товаров, экспорт которых в страны за пределами ЕАЭС может быть временно ограничен. Этот стратегический список появился еще в декабре 2007 года, когда в стране быстро дорожали базовые продовольственные товары — хлеб, крупы, растительное масло, молочная продукция.

Запрет не затронет международные транзитные перевозки иностранных нефтепродуктов через территорию РФ, а также отечественное топливо, вывозимое для нужд Минобороны России. Кроме того, как заявил Николай Шульгинов, сама по себе «эта мера может быть введена только в случае экстренной необходимости». Иными словами, документ — еще не приговор, но спусковой крючок всегда будет оставаться взведенным.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Ъ»: поставки техники по параллельному импорту в РФ оказались под угрозой

Рост мировых цен на нефть и ослабление курса рубля в 2021 году привели к тому, что торговать бензином с зарубежьем стало намного выгоднее, чем реализовывать его на внутреннем рынке. В результате выросла рублевая экспортная цена бензина, что, в свою очередь, вызвало рост биржевых цен в России до рекордных показателей. Разумеется, на это не могли не отреагировать независимые АЗС: горючее на заправках также подорожало.

Что значит «в случае экстренной необходимости»? Вероятно, рассуждает доктор экономических наук Игорь Николаев, речь идет о резком, то есть более чем на 10% за два месяца, росте цен, предусмотренном в декабрьском постановлении правительства. Помимо Мосэнерго, в эту систему встроены и другие министерства. Например, Минсельхоз отвечает за ценовую динамику продовольственных товаров, Минпромторг — непродовольственных. Последний подготовил свой проект, аналогичный документу от Мосэнерго и касающийся запрета на экспорт металлургической продукции. Каждое ведомство тем или иным способом подстраховалось на тот случай, если вдруг с него спросят: «Каковы ваши действия?»

Такая система сама работает на раскручивание инфляционной спирали, убежден Николаев. Запретить всегда проще, чем прибегнуть к сугубо рыночным методам, например, снизить налоги и акцизы, занимающие в цене топлива до 80%. Понятно, что государство никогда не пожертвует фискальными интересами, ему привычнее воспользоваться арсеналом административно-командной экономики.

«К чему выстраивать столь длинную бюрократическую цепочку, — недоумевает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. — Решение о введении эмбарго можно принять в считаные минуты обычным поручением правительства. Если есть жесткая необходимость, вопрос решается элементарно».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Десятый пакет санкций ЕС экономисты сочли бессмысленным

По словам собеседника «МК», мера отрицательно скажется на рентабельности, на доходах НПЗ, регулярно продающих в Европу значительные объемы бензина. Им придется перенаправлять топливо на значительно менее привлекательный внутренний рынок, менять логистику поставок. Более того, изменится структура экспорта нефтепродуктов: производители начнут активно торговать нафтой, летучей жидкостью, получаемой на первой стадии перегонки сырой нефти. В итоге упадет объем автомобильного топлива для внутреннего рынка. Проблема еще и в том, что запрет на экспорт — чисто директивный, а значит, заведомо неэффективный шаг, как и в случае с заморозкой стоимости продуктов. Так, в апреле сахар-песок и подсолнечное масло снова стали дорожать, хотя соглашения о стабилизации цен на эти товары продлены, соответственно, до 1 июня и 1 октября. Что касается механизма демпфера, призванного не допустить резких колебаний цен на топливо, то он из этого же ряда.

Чтобы победить инфляцию, нужно действовать не административными методами, не методами монетарной политики, то есть переходить к политике сильного рубля, говорит руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. На его взгляд, в ситуации, когда россияне массово отправляются на дачи и в отпуска на собственных автомобилях, и это совпадает с плановым уходом НПЗ на ремонт, правительство боится все-таки не дефицита топлива, а именно роста цен на заправках. Бензина хватит всем, вопрос лишь в том, сколько он будет стоить.