Что скрывается за сухими цифрами финотчетностей
Авиакомпании всего мира вот уже 10 месяцев находятся под влиянием коронавирусного кризиса из-за значительных ограничений на полеты. «Низкий сезон» в авиаперевозках продолжает оставаться крайне сложным. Коснулся этот кризис и нашего родного «Аэрофлота». Но проблемы и долги авиакомпании обозначились раньше, еще до пандемии.
Фото: Ольга Шуклина
Летом 2020 года закончилась проверка Счетной палаты. Проверялась результативность использования государственных субсидий, выделенных в 2017–2018 годах и частично в 2019 году получателям господдержки для обеспечения доступности воздушных перевозок на территории России. В числе проверяемых значится ПАО «Аэрофлот».
В отчете СП говорится: дополнительные меры государственной поддержки авиакомпаний не оказали должного влияния на снижение тарифов на воздушные перевозки. Ну что тут поделаешь, не хотят наши авиакомпании снижать тарифы, а вот субсидии получать — с радостью. При этом только сумма неосвоенных субсидий за 2019 года составила 1,9 млрд. рублей или 12,6%. Несложный арифметический подсчет позволяет понять, сколько десятков бюджетных миллиардов ими было освоено. Безусловно, есть маршруты, когда доходы авиакомпании не покрывают себестоимости перевозки. Но количество их незначительное. А вот подавляющее большинство направлений позволяют авиакомпаниям получать высокую прибыль. Откуда же тогда вылезают убытки и долги авиакомпаний?
Как указывается в Отчете СП по одному из аспектов проверки, в свете особенностей экономической деятельности проверяемых авиакомпаний, в том числе касаемо и «Аэрофлота», указано, что «подходы к их формированию не прозрачны». Контрольный орган, правда, подробно не расписывал в чем эта непрозрачность.
Рассмотрим прозрачные финансовые показатели Группы «Аэрофлот». По состоянию на 30 сентября 2020 года общий долг составил 780,553 млрд. руб. против 573,7 млрд. рублей на 31.12 2019 г., то есть общий долг за этот период увеличился на 36%. А по состоянию на 31.12 2018 этот же показатель общего долга составлял 660,325 млрд. рублей. Увеличение долговой нагрузки обусловлено кредитами, займами и лизинговыми обязательствами, отсрочкой которых Группа неустанно занимается.
Согласно сокращённой консолидированной отчетности ПАО «Аэрофлот» за 9 месяцев 2020 года только долгосрочные обязательства по состоянию на 30.09.20 составили 869 млрд рублей. При этом накопленный убыток также увеличился до 98 млрд. рублей против 24 млрд. до пандемии на 31.12 2019 года. А капитал компании приобрёл отрицательное значение и составил -185 млрд. рублей. Справедливости ради следует отметить, что ни по состоянию на 31.12 2018, ни на 31.12 2019 такого негативного фактора как COVID-19 и связанного с ним временного прекращения международного авиасообщения не было и в помине, а многомиллиардные долги были многие годы.
При этом в отчетности констатируется, что «на настоящем этапе руководство не может оценить будущие темпы восстановления, в связи с чем рассматривает различные сценарии развития… и считает, что принятые меры позволят Группе выполнить свои финансовые обязательства». Кроме этого, здесь имеется ссылка на «допущение непрерывности деятельности», хотя делается оговорка, что фактическое влияние на финансовое положение группы «может отличаться от текущих оценок и допущений руководства». И это вынуждается задуматься.
После Нового года со ссылкой на Алексея Кудрина «наверх» прошла информация о многомиллиардных долгах «Аэрофлота». Это и понятно, ведь с ними надо же что-то делать: сами по себе они никуда не денутся. А многомиллиардные кредитные линии, обеспеченные государственными гарантиями, и господдержка все равно не сопоставимы с общим долгом. Неудивительно, что власти обсуждают сейчас сценарии изменения бизнес-модели «Аэрофлота» в существующих условиях, не исключая реорганизации, преобразования или даже ликвидации путем деления, выделения и прочая. Есть мнение, что одним из сценариев может быть деление его на несколько лоукостеров (например, таких, как входящая в группу «Аэрофлот» успешная авиакомпания «Победа»), между которыми может быть поделен и авиапарк.
По озвученной нам версии, предложено создание управляющей компании, контролирующей лоукостеры. Понятно, что возглавить такую УК сможет только руководитель федерального уровня, например, действующий федеральный министр. А у «штурвала» одного из лоукостеров может встать и действующий руководитель «Аэрофлота». На наш взгляд, такой сценарий может позволить совершенно законно списать долги, если они, конечно, имеются.
Однако нельзя сбрасывать со счетов все еще продолжающиеся ограничения в связи с пандемией COVID-19, из-за которых новоявленные лоукостеры могут сразу же уйти в минус из-за обслуживания простаивающих самолетов в связи с распространением коронавирусной инфекции в мире.
К сожалению, официальной информации на этот счет получить не удалось. Но, исходя из сроков сдачи годовой отчетности за 2020 год, если результаты деятельности и финансовые показатели по году будут в том же «тренде», мы узнаем о реальном положении дел не раньше апреля. Время покажет.