Еда у каждого порога Поделиться
Онлайн-доставка всего на свете набирает обороты, и сегодня почти все магазины предлагают привезти нужный товар в течение дня. Лидером доставок в стране стала Московская область, а вот дальше рейтинг интересный — тут и Кубань, и Татарстан, и Ярославская область…
Фото: retail.ru
Типичная ситуация: ты взялся печь блинчики и в самый ответственный момент обнаружил, что сахара-то дома нет! Что ты делал еще 5 лет назад? Быстро одевался и бежал в ближайший магазин. Что ты делаешь сегодня? Нажимаешь несколько кнопок в приложении — и через 15 минут на твоем пороге появляется курьер, протягивающий тебе пачку сахара.
Рейтинг использования россиянами маркетплейсов и систем заказов составили эксперты E-Commerce по итогам первого полугодия 2023 года с учетом таких показателей, как средний чек, доля выкупа отгруженных заказов, доля предоплаченных заказов, а также время забора заказов из ПВЗ и постаматов. Сюрприз — Москва заняла лишь пятое место в рейтинге, уступив Ярославской области, Татарстану и Краснодарскому краю, ну а первое место заняла Московская область.
Почему так? Ответ довольно прост:
в Москве куда больше «настоящих» магазинов, куда можно отправиться за покупками, не выделяя для этого время специально. Доставки не так нужны. Разгадка присутствия в этом рейтинге Краснодарского края тоже может быть очевидной. Как поступают многие курортники — те, кто намерен экономить и готовить на отдыхе самостоятельно? Они заранее заказывают на маркетплейсе привычные товары длительного хранения — макароны, консервы, масло, соки в пакетах и т.д. — и оформляют доставку или самовывоз в том курортном месте, где собираются отдыхать. Потом приезжают и забирают. В результате внушительный заказ «засчитывается» Краснодарскому краю.
Зачем такие сложности, нельзя ли просто пойти в магазин и всё купить? Вроде можно. Но, во-первых, это может быть дороже. Во-вторых, не в каждом курортном местечке найдется магазин с хорошим выбором (а вот пункт выдачи заказов есть везде!). В-третьих, и это главное, россияне уже слишком привыкли к доставкам и к тому, что они по умолчанию удобны.
«Маркетплейсы и электронная торговля в целом — это не про богатых россиян, которые заказывают в Сети «Айфоны» и французский парфюм. Скорее это про переформатирование экономических потоков. Условные костромичи не идут в местный ЦУМ, а делают заказы в Сети, потому что это, прежде всего, дешевле», — комментирует исследование политолог Илья Гращенков. Его слова подтверждаются реальным опытом людей.
— В начале сентября я заказал кровать на популярном сайте. Мне перезвонили и сказали: ближайшая доставка 12 октября. Я думал, что ослышался, переспрашиваю: мол, 12 сентября? — рассказывает москвич Игорь Филин. — Нет, именно так: почти полтора месяца ждать кровать! Вот тут-то я понял, как мы избалованы: я-то думал, что ее привезут уже завтра.
Действительно, российский потребитель сегодня куда более избалован доставками и возможностью онлайн-заказов, чем среднестатистический житель Европы, и это всего лишь констатация фактов. Конечно, службы доставок существуют и там тоже, однако размах и скорость принципиально другие.
— Я был впечатлен, когда родственники из Москвы рассказали мне, что у них сейчас можно заказать, условно, пакет муки и два лимона, и их принесут через 15 минут, — рассказывает Дмитрий Константинов, который последние десять лет прожил в Мадриде. — Мы, конечно, тоже пользуемся доставкой продуктов, но оформлять заказы надо как минимум накануне. Более серьезные вещи, ну, мебель или бытовую технику, надо заказывать за 2–3 дня.
Такими же впечатлениями делятся те, кто живет во Франции: по их словам, даже в Париже, мегаполисе, до сих пор сильна культура ежедневных походов к булочнику, зеленщику и мяснику для приготовления ужинов, а вот доставки продуктов не пользуются такой популярностью, как в других странах.
В то же время в российских реалиях тяга к онлайн-заказам на маркетплейсах — признак не чрезмерного благополучия, а скорее наоборот. Самые увлеченные потребители этого жанра — жители небольших населенных пунктов, у которых нет возможности вечерком прошвырнуться по торговым центрам и присмотреть обновки. Поэтому пункт выдачи заказов в маленьком городе нередко становится главным центром притяжения — люди заказывают не только одежду и товары повседневного спроса, но и, например, мини-флаконы духов, чтобы попробовать новые ароматы (ведь возможности пойти в магазин и приложиться к тестерам нет). По данным исследования 2023 года, главный тренд сегодняшнего дня — тот факт, что жители периферии получают практически такой же, как москвичи, доступ к товарам благодаря электронной коммерции. «Налицо также демонстрация широко шагнувшей в последние годы в стране цифровизации: регионы не просто обрели довольно качественный Интернет, но и пользователи стали куда более продвинутыми — еще немного, и жители глубинки станут похожи на китайских бабушек, заказывающих бутылку молока через Интернет», — объясняет Гращенков.