Эксперты назвали продукты питания, цены на которые готовы к взлету
Поставщики чая бьют тревогу: Индия, которая обеспечивает львиную долю российского рынка этой продукцией, из-за непрекращающейся вспышки коронавируса собирается полностью прекратить сбор чая практически на всех своих плантациях. В результате стоимость напитка у нас может подскочить более чем на 10%. Неутешительные прогнозы о росте цен на отдельные товары продовольственной линейки следуют чуть ли не каждый день. Только весной среди готовых к ценовой агрессии назывались гречка и молоко. Можно предположить, что вслед за чаем вырастет стоимость и других продуктов. О том, какие еще продукты питания могут подорожать в ближайшее время, рассказали эксперты «МК».
Фото: Наталья Мущинкина
«Первыми к потенциально дорожающей продукции стоит отнести алкогольные напитки. Причем, главная причина роста их стоимости будет связана не с возможным введением минимальных цен на спиртное, а с тем, что в прошлом году рост цен на алкоголь значительно отстал от инфляции. Кроме того, изрядную долю на нашем рынке занимает импортная продукция. Рубль в 2020 году сильно обесценился, поэтому от подорожания эту группу удерживал только заметно снизившийся потребительский спрос. В 2021 году производители могут наверстать упущенную выгоду на фоне восстановления спроса — ценники могут скакануть на 5-5,5%.
Вторыми на очереди стоят яйца и сахар, подорожание которых в прошлом году исчислялось двузначными цифрами, и в разы обогнало темпы инфляции потребительских цен. В этом году правительство ограничило рост цен на эти продукты. Но в любом случае сработает так называемый эффект переноса, поскольку производители мучных и кондитерских изделий, в работе которых как раз и требуются названные товары, еще не покрыли своих издержек. Кроме того, надо учитывать рост цен на электроэнергию и бензин. Так что рост цен на мучную «кондитерку» также рискует составить 5-6%. Что касается шоколада, то здесь многое будет зависеть от мировых цен на какао, которые также могут взлететь в связи с новыми вспышками заболеваемости Covid-19 в Латинской Америке.
В третью группу продуктов питания, стоимость которых готова к взлету, скорее всего, войдут мясные полуфабрикаты, в том числе, из курицы. Такая тенденция вызвана как подорожанием мяса в начале этого года, так и ростом цен на корма и повышением транспортных расходов».
«В зоне повышенного инфляционного риска сейчас находятся те продовольственные товары, которые в летний период дорожают каждый год под давлением сезонных факторов. Но только в отличие от предыдущих лет, когда повышение цен ограничивалось незначительными скачками, наблюдающимися преимущественно в конце мая — начале июня, на этот раз из-за пандемии и неблагоприятных климатических условий рост цен может оказаться гораздо более серьезным.
В свою очередь, рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия вследствие подорожания минеральных удобрений на 60% и увеличения других производственных издержек, с начала лета может продолжится вплоть до конца года.
Также может вырасти стоимость мяса. Правительство отчасти приостановило удорожание этой группы товаров, однако в основном усилия чиновников были сконцентрированы на птице. Что касается, свинины, то после завершения постов и с началом шашлычного сезона спрос на нее резко вырос. Также выросли цены на корм, витамины и упаковку. Так что в мае — июле традиционное подорожание этих продуктов может оказаться более высоким, чем в предыдущие годы.
Аналогичные прогнозы можно сделать в отношении сливочного масла и другой молочной продукции. Эти товары также начинают традиционно дорожать в начале лета и продолжают увеличиваться в цене до конца года. Только на этот раз из-за ослабления курса рубля в прошлом году себестоимость производства молока возросла сильнее, так что и рост цен в этой продовольственной группе в 2021 году рискует оказаться гораздо заметней, нежели ранее».