Если так пойдет дальше, под вопросом окажется стабильность рынка нефтепродуктов
Белоруссия все таки сделала то, о чем предупреждали эксперты – объявила о приостановлении поставки на Украину 95-го бензина.
Фото: Кирилл Искольдский
Начиная с завтрашнего дня Украина «закрывает небо» для всех без исключения лайнеров «Белавиа». Рейсы украинских авиакомпаний в Минск были прекращены еще с 00.00 26 мая. Помимо этого, президент Владимир Зеленский запретил покупку электроэнергии у белорусов.
Безжалостно обрубая наработанные десятилетиями экономические связи, официальный Киев, тем не менее, полагался на прагматизм Лукашенко. Хотя бы потому, что основная прибыль белорусской нефтепереработки обеспечивается поставками на украинский рынок дизельного топлива и битума с НПЗ в Мозыре. Второй ключевой НПЗ, Новополоцкий, в силу географического расположения полностью обеспечивает саму Беларусь.
В течение 2020 года Украина закупила в Белоруссии 0, 850 миллионов тонн бензина «самых употребительных сортов» (что составило более 30% рынка), 2, 2 миллиона тонн дизтоплива (это тоже 30% рынка), 0, 38 млн. т сжиженного газа (17%), наконец, 0, 58 млн. тонн битума (50 процентов рынка).
Большинство киевских экономистов, теоретически допуская «месть» Лукашенко Зеленскому, сходились во мнении насчет немалого выбора вариантов для Украины. «Укртатнафта», принадлежащая миллиардеру Игорю Коломойскому, имеет возможность вдвое нарастить переработку. Тем самым частично перекрывая потребность в бензине. Поставка морем бензина, равно как и дизтоплива, при условии успешного наращивания объёмов только что упомянутой «Укрнафтой», запросто перекроет белорусский объём.
С битумом, правда, будут проблемы. Потому что заместить белорусский нечем, такой объем перекрыть морскими поставками можно в лучшем случае наполовину. Для нацпроекта «Большое строительство» нехватка белорусского битума выльется в 20%-ное сокращение дорожных проектов. Команде украинского президента придется перенаправить «недоосвоенные» деньги на цементные заводы либо на объекты инфраструктуры, не нуждающиеся в битуме.
Руководитель консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн назвал сегодняшнее решение белорусов «наихудшим из тех, которые можно было принять в текущей ситуации». Мозырский А-95 твердо «держит» 50% украинского рынка. Срочно раздобыть 50 тысяч тонн « девяносто пятого» — задача, мягко говоря, нестандартная. «Я и не припомню, когда в последний раз эта марка приходила морем.», — признается г-н Куюн, намекая на призрачное «спасение» из Азербайджана.
Депутат Верховной Рады предыдущего созыва Виктория Войцицкая назвала последние санкции Киева против Минска «имитацией бурной деятельности. Самым «смешным» наказанием, по ее словам, выглядит гордый отказ от белорусской электроэнергии. В апреле её импорт составлял «аж» 0, 079% от общего объёма потребления в Украине. «Для Беларуси эти объёмы не выглядит критичными, от слова «вообще», — написала политик в соцсети. – Если бы мы на самом деле захотели «сделать больно режиму Лукашенко», то решились бы на полный запрет импорта белорусского бензина и дизеля».
Сегодня максимальная стоимость 95-го на украинских АЗС – 33 гривны за литр (84 российских рубля).
Если США в ближайшее время не снимут санкции с нефтеперерабатывающего завода «Нафтан», а Мозырский НПЗ растянет намеченный плановый ремонт больше чем на месяц-полтора, украинский нефтерынок ждут серьёзные потрясения. В частности, литр 95-й бензина будет обходиться в 50 гривен (131 руб.).
Ну а дальше «крупно завибрируют» дизельное топливо и автомобильный газ. Иными словами, под вопросом окажется стабильность 1/3 всего украинского рынка нефтепродуктов.