Отечественную нефть перестанут страховать и унизят ценовым потолком Поделиться
Запад разрабатывает новый пакет жестких ограничительных мер, направленных на снижение доходов России от экспорта нефти. Речь идет как о введении потолка цен на поставляемое из нашей страны «черное золото», так и о запрете страхования танкеров, осуществляющих транспортировку сырья конечным покупателям. Насколько ощутимым окажутся последствия новых санкций и какого ответа можно ожидать со стороны Москвы, рассказали эксперты «МК».
Фото: Геннадий Черкасов
«Сейчас, как известно, баррель Brent стоит свыше $100. В конце 2021 года вице-премьер Александр Новак заявил, что в 2022 году комфортной ценой на нефть для России будет $65-80 за баррель с учетом повышенной волатильности на рынке. После начала спецоперации на Донбассе ценовой диапазон существенно не изменился. При этом в бюджете нашей страны на этот год заложен ориентир на котировки в $44,2 за «бочку». Впрочем, учитывая абсурдные решения Запада в отношении разработки и введения антироссийских санкций, от Вашингтона и Брюсселя можно ожидать любых значений».
«Инициатива по ограничению цен на российскую нефть, которое будет заключаться в запрете покупки сырья импортерами дороже установленного предела, не учитывает ряд ключевых моментов. В первую очередь, не стоит забывать, что нашей стране уже сейчас приходится осуществлять зарубежные продажи сырья с определенным дисконтом к эталонной марке Brent, который постоянно колеблется в границах от $10 до $30 за баррель, что снижает экспортные доходы федерального бюджета. Тем не менее, Запад пребывает в уверенности, что Москва примет навязываемые условия и согласится опустить планку еще ниже — например, до $60 при рыночной цене в $100 за «бочку». Российские власти прямо заявили, что не собираются идти на поводу у откровенно враждебных государств, пригрозив полностью прекратить экспорт «черного золота», если ценовой потолок окажется вблизи себестоимости производства сырья».
«Политики недружественных стран не могут спрогнозировать будущий эффект от своих санкций. Они, наверное, не рассматривают вариант, при котором Москва не будет поставлять нефть себе в убыток. Снижение экспорта из России спровоцирует дефицит сырья на мировом рынке и скачок цен, который в свою очередь нивелирует потенциальные потери нашего бюджета от физического сокращения поставок за рубеж. Вряд ли Дели и Пекин согласятся поддержать инициативу Вашингтона, поскольку Индия получает значительный доход от дальнейшей перепродажи энергоресурсов, а Китаю наше сырье уже сейчас достается на вполне выгодных ценовых условиях».
«Согласовать потолок цен на российскую нефть окажется крайне затруднительно не только с Индией или Китаем, которые вряд ли безоговорочно окажут подобную услугу западным государствам, но и даже в рамках Евросоюза. Отношение к закупаемым ресурсам среди стран континента достаточно противоречивое: одни участники ЕС уже сейчас настроены категорически против нашей страны и согласятся с самыми низкими ценовыми порогами; другие, понимая, что не смогут заместить российское сырье в случае прекращения наших поставок, пытаются добиться «золотой середины». Положение осложняет дополнительное обстоятельство: если на уровне дипломатических и правительственных ведомств прийти к единому знаменателю еще можно, то договориться с частными компаниями, ориентирующимися на свободный рынок, практически невозможным. Каждый из трейдеров, закупающих российские энергоносители, рассчитывает на бесперебойную поставку сырья, которое затем реализует внутренним и иностранным покупателям. На таких сделках посредники и зарабатывают. Затем нефть идет на переработку для изготовления готового топлива либо для производства электроэнергии, либо для использования в автотранспортной сфере. Отказ России от экспорта «черного золота» при максимально низком потолке цен ударит в первую очередь по доходам частных компаний, которые, скорее всего, вступят в ожесточенную дискуссию с правительственными структурами. Попытка официального Запада установить единые ценовые ограничения окажется чревата многочисленными протестами со стороны бизнеса, представители которого сразу ощутят последствия для своих кошельков в случае физической нехватки нефти. В Китае и Индии энергетическая отрасль находится, в основном, в руках государства. Тем не менее, для потребителей этих стран, успевших за последние месяцы существенно нарастить импорт «черного золота» из России, сейчас главное не цены, а объемы поставляемых углеводородов, тем более, что стоимость энергоресурсов на азиатских торговых площадках всегда была выше, чем на европейских биржах».
«Ценовой потолок, укладывающийся в параметры нашего федерального бюджета, не окажется критичным для отечественной экономики. Если вводимые Западом ограничения действительно приведут к убыткам российского добывающего сектора, тогда Москва будет вынуждена пойти на крайние меры и полностью урезать нефтяной канал, по крайней мере, в сторону Запада. Эффект от претворения в жизнь такой угрозы окажется крайне негативным. В 2022 году доходы российского бюджета от экспорта нефти ожидались на уровне свыше $20 млрд в месяц. При введении потолка соответствующая прибыль может сократиться на четверть.
«На словах такая санкция выглядит страшной: если груз не будет подкрепляться страховым покрытием, то России, которой зачастую приходится пользоваться услугами зарубежных судовладельцев, будет отказано в предоставлении танкерного флота. Тем не менее, выход найдется. Во-первых, российские поставщики не обязаны сообщать транспортным компаниям, по какой цене продают сырье. Во-вторых, даже при отсутствии страхового полиса, российские сорта можно будет смешивать с эталонными марками «черного золота» из стран Персидского залива. Кроме того, сырье можно будет переваливать с одного танкера на другой прямо в открытом море. Посредник, который доставит нефть конечному покупателю, будет обладать страховкой и шансы предъявить ему какие-либо претензии окажется близки к нулю».