Потребителям придется раскошелиться на товары и продукты в магазинах «у дома»
В России хотят запретить крупным магазинам работать по выходным дням и в ночное время. С такой инициативой выступил глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. С его точки зрения, ограничительная мера даст шанс развитию здоровой конкуренции, а также возможность выжить маленьким магазинам «у дома». Эксперты считают иначе. Потребителям просто не оставят выбора: если крупные гипермаркеты с мало-мальски бюджетными ценами будут закрыты, людям в выходные волей-неволей придется нести деньги в любой открытый магазин, несмотря на дороговизну товара. Что касается ритейлеров, то они скорее всего будут компенсировать упущенную прибыль за счет потребителей, да и штат сотрудников придется сократить.
Фото: Наталья Мущинкина
Сенатор Андрей Кутепов обратился к помощнику президента России Максиму Орешкину с предложением ограничить работу крупных торговых сетей на ночное время и выходные. Якобы в пользу магазинов «у дома». Между тем зачастую в небольших торговых точках продукция стоит дороже, а при отсутствии альтернативы покупателю придется идти именно туда.
Подобное предложение звучит не в первый раз. Аналогичную инициативу выдвигал еще Герман Греф в начале 2000-х на должности министра экономического развития. Он ссылался на опыт Германии, где закрытие магазинов в вечернее время, выходные и праздничные дни давно стало традицией. Тогда идею не поддержали.
В 2019-м тему подняли вновь. Член Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Алексей Кондратьев тоже ссылался на опыт западных стран, где крупные сети закрываются на субботу-воскресенье. Инициатива вновь не получила поддержки. И вот новый заход…
Для России введение такой нормы станет очень серьезным потрясением, убежден глава Союза потребителей России Петр Щелищ. Он подчеркнул, что работающие люди предпочитают закупаться продуктами на будущую неделю именно в выходные дни.
«Люди в городах едут именно в сетевые магазины и голосуют кошельком за их продукцию, потому что она дешевле. Супермаркеты могут себе позволить продавать товар по низким ценам, так как они закупают весь ассортимент напрямую у изготовителей, – отметил он. – Да, магазин «у дома» находится по определению ближе, но на этом его плюсы заканчиваются».
Петр Щелищ рассказал, что маленькому бизнесу приходится закупать продукцию у оптовиков, которые берут за свои услуги весомый процент, или у небольших фермерских хозяйств, у которых большие издержки, а следовательно, и цены немаленькие. Сетевые магазины привлекают клиентов еще и стабильным качеством и широким ассортиментом.
«Огромное преимущество рыночной экономики – это возможность выбора, которую хотят ограничить, – отметил наш собеседник. – Не сомневаюсь, что у сенатора, предложившего инициативу, благие намерения. Роль и доля малого бизнеса и в торговле и в производстве значительно меньше, чем в других развитых странах. Но поддержка предпринимателей путем введения ограничений, принудительным способом – не выход. Это как запретить россиянам по выходным пользоваться автобусами. Хотите куда-то ехать? Пользуйтесь такси! Это не совсем честно».
С точки зрения потребителя, подобная ситуация приведет к тому, что люди либо станут заранее запасаться товарами и покупать все впрок, либо будут вынуждены покупать необходимое в магазинах «у дома», говорит председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты Анна Вовк.
«Прежде всего работу надо проводить с производителями товара, которые составляют свои ценовые предложения таким образом, что стоимость одной и той же продукции для отдельно стоящих магазинов всегда процентов на 15-20% выше, чем для крупных торговых сетей. Но есть и маленькие производители, которые выпускают товар небольшими партиями, и они не могут работать с крупными продавцами», – отмечает собеседница «МК».
Что касается последствий для крупных ритейлеров, то им придется сократить штат сотрудников, считает Вовк. Да и выпавшие потери за один-два выходных дня крупные торговцы начнут отбивать за счет повышения цен – другого пути у них нет!
По мнению экспертов, очередные запреты не дадут малому бизнесу возможности для развития: люди, привыкшие закупаться в крупных сетях, не понесут деньги в магазины «у дома», как не несли их и раньше. На крайний случай, у многих потребителей есть возможность оформить онлайн-доставку на дом всего необходимого.