Домой Экономика Власти готовы поднять порог ущерба по экономическим преступления

Власти готовы поднять порог ущерба по экономическим преступления

44
0

Станут ли предпринимателей сажать меньше — большой вопрос Поделиться

В Госдуму внесен законопроект, который предлагает существенно повысить размер крупного и особо крупного ущерба, причиненного экономическими преступлениями: это позволит реже привлекать к уголовной ответственности предпринимателей и не только, и мягче наказывать уже признанных виновными, считают авторы. Правительство в общем и целом инициативу поддержало, Верховный суд тоже. В «Деловой России» считают, что системные проблемы правоприменительной практики предложенный депутатами вариант решает не полностью.

Власти готовы поднять порог ущерба по экономическим преступления

Фото: pixabay.com

От того, какой материальный ущерб причинен тем или иным экономическим преступлением, зависит очень много. Если речь идет о неуплате налогов, скажем, крупный ущерб является основанием для возбуждения уголовного дела: всё, что до этой планки не дотягивает, карается в административном порядке. К тому же от величины ущерба зависит и суровость наказания. Авторы внесенного законопроекта, группа депутатов из фракции «Новые люди» во главе с её лидером Алексеем Нечаевым, предлагают повысить размер ущерба или полученного в результате преступления дохода.

За последние годы инфляция существенно обесценила записанные сейчас в УК суммы, говорится в пояснительной записке, а индексация ущерба и размера преступного дохода по каким-то «экономическим» статьям последний раз проводилась в 2011 году, по другим — в 2015 году, по третьим — в 2016 году…

В результате «степень общественной опасности преступления, совершенного на сумму 1 миллион рублей, в 2022 году значительно снизилась по сравнению с тем же преступлением, совершенным в 2011 году, а наказание осталось прежним», что нарушает конституционный принцип справедливости и соразмерности наказания степени общественной опасности, — считают депутаты.

«Последние годы стали серьезным испытанием на устойчивость» для бизнеса, напоминают они: «помимо накопившихся и нерешенных системных проблем, предприниматели столкнулись с тяжелейшими последствиями повсеместного введения ограничительных мероприятий в период распространения новой коронавирусной инфекции, а также с введением беспрецедентных внешних экономических санкций».

Суть предложений такова: с учетом накопленной со дня последней индексации увеличить размер крупного и особо крупного ущерба в главе УК «Преступления в сфере экономической деятельности». Общую для многих статей этого раздела планку поднять примерно на треть: с нынешних 2, 250 млн.крупного ущерба — до 3,5 млн.рублей, и с 9 млн.рублей особо крупного ущерба — до 13,5 млн. рублей. правда, более чем 20 статей УК эта общая планка вообще не касается — там свои пороги, но депутаты предлагают отдельно повысить их почему-то только по шести составам.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Аналитики дали мрачный прогноз об уровне жизни россиян

Например, статья 198 УК карает физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, сборов, или страховых взносов: именно по ней привлекают к ответственности и обычных граждан, которые должны сдавать декларацию, но не сдали ее, или заполнили с умышленными ошибками, и в итоге не доплатили казне за три последних финансовых года, и индивидуальных предпринимателей. Преступлением в крупном размере тут сейчас является долг в 2,7 млн.рублей за три финансовых года, а преступлением в особо крупном размере — долг в 13,5 млн.рублей за три финансовых года — и повышать этот порог авторы законопроекта почему-то не хотят…

Законопроекты о внесении изменений в УК нельзя вносить в Госдуму без официальных отзывов правительства и Верховного суда. Верховный суд в своем письме был краток: «замечаний и предложений к проекту федерального закона не имеется».

Правительство инициативу поддержало «при условии доработки с учетом представленных замечаний». Более чем двукратное увеличение размеров ущерба по четырем статьям УК, говорится в отзыве, «выведет значительное число налоговых правонарушений из-под действия уголовного закона, что требует соответствующего обоснования». Причем по двум из этих четырех статей пороги ущерба пересматривали в 2016 году (имеют в виду статьи 199 и 199.1, об уклонении от уплаты налогов и сборов организацией и неисполнение обязанностей налогового агента): крупный размер в них сейчас установлен в 15 млн рублей, особо крупный — 45 млн.рублей, депутаты хотят поднять планку сразу до 35 млн. рублей и 100 млн.рублей соответственно. А статьи 199.3 и 199.4 (они наказывают за неуплату в крупном и особо крупном размере страховых взносов во внебюджетные фонды) вообще появились в УК только в 2017 году, «и осужденных лиц по ним не было, что обусловлено, в частности, высокими пороговыми значениями», полагает правительство.

А ещё в отзыве говорится, что в марте 2022 года был принят закон, который признал поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях исключительно и только материалы, направленные налоговыми органами, «что позволит существенно сократить количество возбуждаемых уголовных дел о налоговых преступлениях». (Насколько сократить — пока не известно.)     

Любопытно, что законопроект, судя по пояснительной записке и пакету документов, был подготовлен во фракции «Новые люди» ещё весной 2022 года. Верховный суд свой отзыв прислал в июне 2022 года. А правительство свой — лишь в 23 марта 2023 года. Между тем ещё в прошлом году президент Путин по итогам Петербургского экономического форума поручал правительству и Верховному суду до 1 октября 2022 года «рассмотреть вопросы» об увеличении порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, причиненного экономическими преступлениями, налоговыми в том числе. В августе прошлого года, помнится, Минюст обнародовал проект закона, который предполагал как раз индексацию суммы значительного, крупного и особо крупного ущерба в некоторых экономических статьях УК на 35%. Где сейчас этот законопроект? Не известно. Известно лишь, что до Думы он не добрался. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Литовские политики искренни в своей глупости и безумии»

Итак, «Новые люди» предлагают свой вариант решения проблемы. Насколько эффективный? Член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов Екатерина Авдеева считает, что изменение параметров определения крупного и особого крупного ущерба — «один из способов декриминализации, которое коррелирует с экономическими реалиями и темпами инфляции», и потому инициативу можно оценить «позитивно». Но, обращает внимание г-жа Авдеева, текст законопроекта «не в полной мере приблизился к решению системных проблем правоприменительной практики». В частности, депутаты ни словом не упоминают «резиновую» статью 159 УК РФ («Мошенничество»), а это сейчас очень важная проблема для бизнеса (по ней возбуждается львиная доля уголовных дел против предпринимателей), и здесь, по её словам, как раз требуется «вдумчивый пересмотр порогов».

Кроме того, напоминает г-жа Авдеева, с точки зрения «общественной опасности и предупредительной функции уголовного права» не очень логично выглядит предложение более чем в 2,3 раза повысить порог суммы по налоговым преступлениям для бизнеса (статья 199 УК), хотя именно налоговые преступления наносят чрезвычайный ущерб интересам и государства, и общества. «Уголовный кодекс должен изменяться последовательно, логично, с учетом смежных составов», комплексно, считают в «Деловой России»…

В профильном думском Комитете по госстроительству и законодательству детально внесенную инициативу ещё не изучали.  Первый замглавы комитета Ирина Панькина («ЕР») сказала «МК», что «идейно предложения авторов укладываются в общую концепцию гуманизации «экономических» статей Уголовного кодекса и смягчения ответственности по преступлениям в сфере экономической деятельности».

Так как порог в экономических составах является отправной точкой для возбуждения уголовного дела, увеличение этой сумму является своего рода смягчением, пояснила она. «Необходимость снижения уголовно-правовой нагрузки на отечественный бизнес неоднократно подчеркивал наш президент, в частности, в своем недавнем послании Федеральному Собранию», — сказала г-жа Панькина, напомнив, что в Госдуме в эту сессию уже принято или находится на рассмотрении несколько законопроектов, направленных на достижение этой цели.