Домой Экономика В России предложили ввести «период охлаждения» для пассажиров: что будет с ценой...

В России предложили ввести «период охлаждения» для пассажиров: что будет с ценой билетов

37
0

Невозвратным билетам хотят прописать «период охлаждения: чем это обернется для пассажиров Поделиться

Минтранс попросили РЖД и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) дать свою оценку предложению о введении «периода охлаждения» при покупке невозвратных билетов. С такой инициативой выступил Союз пассажиров, который ранее обратился с ней в Госдуму и аппарат правительства. Если эта идея будет одобрена, то россияне смогут исправлять ошибки в данных, дате или направлении поездки в течение нескольких дней или часов, в зависимости от времени приобретения билета.

В России предложили ввести «период охлаждения» для пассажиров: что будет с ценой билетов

Фото: АГН «Москва»

тестовый баннер под заглавное изображение

Выиграют ли потребители от такого сервиса и какие риски может повлечь реализация данного предложения, «МК» рассказали эксперты.

В России хотят ввести «период охлаждения» для пассажиров, в течение которого они смогут бесплатно обменять или переоформить билеты. По мнению инициаторов этой идеи, граждане должны иметь бесплатную возможность исправить ошибки, скажем, при выборе даты или направления в течение определенного времени. Так, если гражданин купил билет за месяц, то «период охлаждения» для него мог бы составить несколько суток. Если билет был куплен в день отправления, то внести изменения можно будет только в течение 30 минут, при условии, что до вылета или отправления поезда осталось более двух часов. 

По данным министра транспорта Романа Старовойта, общий объем пассажирских перевозок всеми видами транспорта в прошлом году составил 15,5 млрд. Это почти на 0,5 млрд больше, чем было зафиксировано в 2023 году. По оценке Союза пассажиров, доля людей, которые совершают ошибки при покупке билетов, не превышает 2-3%, поэтому внедрение «периода охлаждения» не окажет значительного влияния на экономику перевозчиков. Актуальность данной идеи увеличивается на фоне роста пассажиров, которые самостоятельно покупают билеты через сайты, не прибегая к услугам агентств или авиакасс — ведь в таком случае ошибки практически неизбежы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Оговорка Путина сэкономит пенсионерам 20 миллиардов рублей

Правозащитники поддержали данную инициативу «У потребителя должен быть определенный промежуток времени для того, чтобы он мог оказаться от авиаперелета с неким разумным удержанием расходов авиакомпании, а не всей стоимости билета, как это происходит сейчас при невозвратных тарифах, — подчеркнул  председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Не думаю, что бизнес-модель авиаперевозчика должна строиться на перепродаже билетов граждан, которые их купили, но в итоге не полетели. Если установить, например, 2-3-дневный период, в течение которого человек может передумать и отказаться от билетов, то это не обрушит экономику авиаперевозчиков». 

Однако есть и другое мнение. Прежде всего нужно помнить, что сегодня пассажир и так может исправить две ошибки в ФИО и паспортных данных без переоформления и финансовых потерь с этим связанных, так что в этой части его интересы уже защищены. «Однако предложенная инициатива по введению «периода охлаждения» затрагивает более широкий аспект взаимодействия пассажира и перевозчика, —указывает  председатель правления Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин. — Она потребует законодательных и технологических изменений, а это обязательно отразится на стоимости.  На мой взгляд, реализация этой инициативы в конечном итоге может привести к повышению цен и перераспределению ответственности за ошибки небольшого количества пассажиров на всех остальных». Здесь есть также определённые риски спекуляции или «заморозки» мест, потому что критерий охлаждения, который предлагается, позволит фактически менять фамилии и даже маршрут, а также «фиксировать» посадочные места. Правильнее сказать, что у этой инициативы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Она действительно очень привлекательная для потребителей услуг. Но если проанализировать все последствия, то минусов может оказаться больше, уверен эксперт. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Профессор Жданов разоблачил мечты Запада об экономическом крахе Китая

Что касается влияния на цены невозвратных билетов, их главная выгода — дешевизна (на 15–30% за счёт гарантии заполняемости рейсов) — может потерять смысл. «Если перевозчики повысят тарифы на невозвратные билеты, компенсируя риски возвратов, разница в цене с возвратными сократится до 5–10%, что сделает невозвратные менее привлекательными, — пояснил маркетолог Никита Сенников. — Например, если сейчас невозвратный билет Москва–Санкт-Петербург стоит 5 тыс. рублей, а возвратный — 7 тыс., то после введения «периода охлаждения» невозвратный может подорожать до 6 тыс. рублей, снизив спрос на эту категорию». По мнению эксперта, оптимальным выглядит внедрение гибкого периода охлаждения — например, 30 минут для «горящих» билетов, 24 часа — для купленных заранее. Жёсткие антиспам-механизмы для борьбы с перекупщиками и пилотные проекты в сегменте низкобюджетных авиалиний или пригородных поездов помогут минимизировать риски. Без этих мер «период охлаждения» рискует стать инструментом манипуляций, а не защиты прав пассажиров, подчеркнул маркетолог.