Эксперты все чаще приходят к единому мнению — Болонская система образования не так эффективна. Аналитики полагают, что такая методика призвана унифицировать разные подходы к обучению, из-за чего значительно уступает советским принципам. В скором времени в РФ могут отказаться от Болонской системы, а поэтому было бы интересно посмотреть на то, какие плюсы предлагала советская «школа». Давай порассуждаем на эту тему вместе с Абзац Медиа.
Кадры решают все
Как ни крути, но во времена СССР быть учителем было почетно и выгодно. Вся система образования строилась именно на учителях. Преподавателям, перед тем как попасть в школу, предстояло пройти жесткую и многоуровневую профессиональную подготовку.
В современной структуре образования учитель — всего лишь небольшой элемент, на который чаще всего не обращают внимания. При этом уровень подготовки оставляет желать лучшего. Пять лет в ВУЗе не значат ровным счетом ничего. Да и нельзя забывать о заработной плате. В провинции преподавателю, чтобы дойти до достойного оклада, приходится тратить уйму времени.
Ответственности у современных учителей не меньше. Именно на преподавателе лежит класс из 25-30 человек. Дать каждому достойный уровень внимания попросту нереально. Нет мотивации. Чтобы получать приличные деньги, приходится уходить в репетиторство, а поэтому времени на основную работу остается не так много.
Важно учесть и то, что учителей стало слишком много. Ежегодно ВУЗы выпускают сотни соискателей на вакансии. Поэтому текучка кадров особо никого не беспокоит. А постоянная смена преподавательского состава не дает должного эффекта, особенно, в средней школе.
Регулярная мотивация школьников
Болонская система фактически дает школьникам и учителям полную свободу. Хочешь учиться — учись. Не хочешь — без проблем. В советское время все было не так.
Во-первых, была проработана система поддержки мотивации. Школьники могли податься в пионеры, комсомольцы, октябрята. Разумеется, просто так никого в пионеры не возьмут. Для двоечников в этих объединениях места не было. Приходилось наверстывать упущенное.
Во-вторых, неуспевающих открыто критиковали на собраниях. Мотивировали не только ученика, но и его родителей. Иногда к тем, кто учится плохо, прикрепляли отличников.
Сегодня подход другой. Детей учат не расстраиваться из-за плохих оценок, а учителей не слишком налегать на тех, кто во время уроков пребывает в прострации. С одной стороны это верно. Нужно следить за психологическим и эмоциональным климатом. С другой — внимание ученика переключается на совершенно другие, далекие от процесса обучения вещи. Ситуация усугубляется, если родители сбрасывают с себя бремя ответственности и не ведут домашнюю подготовку.
Получить образование может каждый
Как это ни странно, сегодня далеко не у каждого есть доступ к образованию. Возьмем, к примеру, элитную гимназию. Попасть сюда просто так не получится. А ведь именно здесь работают лучшие учителя, а детям дается все, что нужно, включая компьютеры, планшеты и современно обустроенные классы.
Текучки кадров в таких лицеях нет. Преподавателям платят достойные деньги. Специалисты держатся за свое место, полностью вовлекаются в работу учреждения.
Во времена СССР все школы были одинаковыми. В каждой была идентичная программа. Не было разделения на гимназии или лицеи. Как у москвича, так и у выходца из глухой вологодской деревни были равные шансы выучиться и поступить в высшее учебное заведение.
К единой школьной программе добавлялось и главное — единая экзаменационная система. Сегодня чуть ли не в каждой школе свой подход к организации процесса обучения. Но, вне зависимости от того, где жил и где учился школьник, ему придется сдавать ЕГЭ. Плохие результаты экзаменов как раз и объясняются тем, что в некоторых школах программа настолько не доработана, что не дает выпускникам никакого шанса на хорошую оценку.
Если условный Ваня из гимназии №1 сдает экзамен на отлично с первой попытки, то условному Васе из средней школы №3 понадобится пересдача. Все дело в том, что Вася учился по экспериментальной, слабой программе, а также регулярно сталкивался со сменой молодых учителей, которые попросту не успели дать ребенку весь объем необходимых знаний.
Вертикальная система образования
Болонская система также имеет свою вертикаль, но все же несколько размытую, для многих неопрятную, а от этого практически всегда нерабочую. В советское время у каждого был одинаковый путь.
Первая ступень — начальная школа. Далее ученики переходили в среднюю, после чего попадали в техникум или ПТУ. Следующий этап — ВУЗ. Потом шла аспирантура и докторантура. Четкая вертикаль помогала изначально знать, к чему и как идти. Появилась возможность выстроить свою карьеру и профессиональный рост и не тратить время на преодоление форс-мажорных факторов.
К примеру, случилось так, что семья решила переехать из одного города в другой. Сегодня школьнику придется привыкать к новой программе, адаптироваться к новой системе. А в советское время для этого не было никакой необходимости. Можно было сменить хоть с десяток школ и попасть в то же вертикальное образовательное русло, не создававшее для получения знаний никаких препятсвий.